Аисты летают парами
Статьи по Теме
На авиабазе литовских ВВС в Шяуляе 1–2 апреля прошли учения военно-воздушных сил Литвы, США, Германии и Швеции «BRTE XVII». В учениях участвовали самолёты-истребители, транспортники, заправщик США KC-135R и даже самолёт дальнего обнаружения «AWACS». Обычно такие учения проходят скромно, по одному и тому же сценарию, но в этом году самолётов участвует больше, да и внимание общества привлечено ко всем военным темам. Но самое главное – если начинаются учения «BRTE», значит, в Балтию пришла весна.
Дорога в Шяуляй из Риги занимает немногим больше двух часов. Солнечная погода, чистое небо, видимость, как говорят лётчики, «миллион на миллион». Вероятно, одним из критериев при выборе времени авиационных учений были погодные условия – давно известно, что начало апреля – самое спокойное время на Балтике, а авиаторы любят только хорошую погоду.
Литовцы – великие труженики, все поля у них вспаханы, озимые взошли, трактора вносят удобрения, тучные коровы пасутся на пасбищах. А в небе уже кружили весенние птицы. Аисты летают парами, почти как истребители…
На Пункте управления полётами
В 9.50 мы прибыли в пункт управления полётами авиабазы Зокняй. Аэродром уже жил своей авиационной жизнью. На старте выстроились американские истребители F-15 «Eagle» , вокруг них суетились техники в наушниках и ярких жилетах.
В 9.55 на старт вырулили два F-15, двигатели перешли на форсажный режим, загремел гром, и истребители пошли на взлёт. Самолёты «свечкой» уходят в небо (если взлетают с резким набором высоты, значит, идут на перехват воздушной цели). Левый разворот, и оба исчезли в бескрайнем небе – красивый взлёт!
Пауза в полётах длилась недолго, и в 10.05 негромко и грациозно совершил посадку самый настоящий «AWACS» НATO с бортовым номером LX-N 90455, что говорило о его принадлежности к маленькой, но гордой стране Люксембург. Дальше «Boeing E-3A Sentry» (707-300) медленно прокатился по аэродрому и зарулил на стоянку отдельно от других самолётов. К «Аваксу» подали автобус, и тактический экипаж поехал пить кофе на командный пункт.
Истребители F-15 продолжали передвигаться по рулёжным дорожкам, в 10.15 снова взлетела пара «Eagles» и опять ушла свечкой вверх с левым разворотом.
Надо сказать, что корреспондентов на мероприятие приехало великое множество и представляли они ведущие мировые СМИ. Как всегда, было много литовских журналистов – в Литве традиционно любят и уважают свою армию.
Большой журналистский пул в этот день в 7 утра отправился в полёт над Балтийским морем на литовском транспортнике C-27J «Spartan». Если бы мы приехали в Шяуляй ранним утром, то тоже бы, наверное, полетели наблюдать за учениями над просторами Балтики.
Оставшихся на земле корреспондентов разделили на фото- и тележурналистов (в том числе и Сергея) и отправили их на верхнюю площадку башни управления полётами, а пишущие журналисты остались внизу со своими блокнотами и ноутбуками.
Сценарий учений звучал примерно так: «Транспортный самолёт ВВС Литвы C-27J «Spartan» летел над Балтийским морем. Внезапно он потерял связь и не может продолжать полёт без ориентирования. В Шведском Королевском центре управления воздушным движением обнаружили безхозный самолёт (не отвечающий на запросы) и послали стребители ВВС Швеции JAS-39 «Gripen» провести осмотр летательного аппарата.
Одновременно шведы предупреждают финский центр управления воздушным движением, что проводят операцию воздушного перехвата. В это время активизируется натовская воздушная полиция в Шяуляе и в воздух поднимаются американские F-15. Заблудившийся самолёт в сопровождении шведских и американских истребителей приводят в Шяуляй и сажают на аэродром Зокняй».
Эти и подобные события могут произойти в любой точке мира с любым самолётом, и такой сценарий 1–2 апреля будет работать на учениях «BRTE XVII».
Одновременно отрабатывались и посадка на запасные аэродромы в Вильнюсе и Паланге, и действия наземных служб во время спасательной операции, где был задействован вертолёт Ми-8 литовских ВВС.
В целом легенда учений не отличалась от сценариев прошлых лет, но были отличия – американцы добавили шесть своих самолётов F-15, «AWACS» уже летал, как к себе домой, а шведы впервые совершили посадку на аэродроме в Шяуляе.
Интенсивные полёты
В 10.43 на посадку зашёл шведский транспортник «Геркулес» в сопровождении двух F-15. Американская пара посадила шведа, недолго покружила в зоне ожидания и тоже пошла на снижение. «Геркулес» зарулил на стоянку и расположился рядом с «Аваксом». Из самолёта вывалила куча типичных шведов, половина из которых, наверняка, имела фамилию Хансон.
Ровно в 11.00 прибыли на хороших автомобилях военные начальники и министр обороны Литвы Юозас Олекас.
В 11.10 над аэродромом на малой высоте красиво и тихо прошла пара шведских истребителей JAS-39 «Gripen», причём поперёк взлётно-посадочной полосы градусов под 45. В 11.45 шведы совершили посадку – первый раз на авиабазу Шяуляй за все годы учений, то есть сотрудничество со Швецией дошло уже до такого взаимодействия, что военные запросто летают друг к другу.
Тем временем в воздухе парами продолжали носиться американские F-15 – в 11.25 пара два раза прошла над стартом и в 11.29 села с интервалом в две минуты. Интересно было наблюдать, как F-15 катится после посадки по рулёжной дорожке, останавливается напротив старта (стартом в авиации называется место на аэродроме, где самолёты стоят рядочком перед и после полёта), и вокруг самолёта бегают два техника.
Я спросил у местных знатоков: «А что они делают?», и мне ответили: «Устанавливают предохранители на ракеты» (учения, это понятно, но летают все с боевыми ракетами!). Совершенно верно, так было и у нас на аэродроме: если сел с ракетами, надо сразу поставить чеки (чека – предохранитель с красной лентой) на цепи пуска ракет. Всё-таки американцы очень правильно эксплуатируют авиатехнику!
В 11.34 сел литовский транспортник C-27J «Spartan» и зарулил в один ряд с «Геркулесом».
Журналисты, полные впечатлений от полёта над Балтикой, высыпали на бетонку, и все стали готовиться к большой пресс-конференции.
И опять в 11.37 пара американцев F-15 прошла над аэродромом и с разворота классно совершила посадку – два самолёта с интервалом в две минуты. Истребители собираются на старте напротив башни пункта управления полётами, там у американцев поставлены два контейнера для имущества техников, тележки разные, туда приезжают топливозаправщики. Это те шесть истребителей, которые прибыли для усиления авиадеятельности. Но четыре истребителя-перехватчика, которые были в Шяуляе изначально, находятся в своём пункте базирования, и с боевого дежурства их никто не снимает.
Пресс-конференция
В 12.00 начинается пресс-конференции. Интервью дают командующий литовскими ВВС генерал-майор Эдвардас Мажейкис, министр обороны Литвы Юозас Олекас, командующий воздушным командованием и управлением НАТО в Удеме (Германия ) генерал-лейтенант Йоахим Вундрак (Wundrak).
Министр обороны Олекас подчеркнул, что учения наглядно демонстрируют принцип солидарности стран НАТО в вопросах помощи и взаимодействия и особо отметил, что в этих учениях участвуют и нейтральные страны, которые становятся всё более полноправными партнёрами. Конечно, в интервью звучало: «Россия, Крым, Украина…». Руководители давали интервью одной, другой, третьей телекомпаниям разных стран, отвечали на вопросы журналистов.
Автор тоже подошёл к командующему литовскими военно-воздушными силами генерал-майору Мажейкису и задал несколько вопросов. Как-никак генерал – герой нашего журнала, мы давали его имя в публикациях, и это тот редкий случай, когда на страницах журнала «BALTFORT» встречались однополчане.
Олег Морозов и генерал Мажейкис вместе служили в 22-м гвардейском Краснознамённом истребительном авиаполку на Дальнем Востоке в 1980-е годы. Полк дислоцировался на авиабазе Центральная Угловая, имел на вооружении самолёты МиГ-23. Морозов служил капитаном, начальником группы регламентных работ в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) полка, группа электроавтоматики. Мажейкис служил лётчиком, закончил службу майором заместителем командира эскадрильи
Вопрос: «Обычно Литва принимает четыре самолёта НАТО, а сейчас приняла в сумме 10 истребителей-перехватчиков. Какова, с точки зрения инфраструктуры, нагрузка на авиабазу?».
Ответ: «Конечно, мы готовы принять такое количество самолётов и даже больше. Места для размещения достаточно, можем принять без проблем».
Вопрос: «Шведы прилетели с посадкой в первый раз. Как строятся взаимоотношения с ними?».
Ответ: «Да, это первая посадка шведов, но в учениях «BRTE» они участвовали неоднократно, поэтому с ними никаких проблем не было».
Вопрос: «Теперь осталось, чтобы финны прилетели?».
Ответ: «Финны тоже участвовали в этих учениях в северном секторе. Надо сказать, что они уже прилетали в Шяуляй, садились здесь на своём транспортном самолёте “Pilatus” PC-12».
Вопрос: «Как Вы, с точки зрения управления силамии авиаци разных стран, оцениваете настоящие учения?».
Ответ: «В целом всё было организовано и воспринималось нормально. Как шведы, так и финны много работают над внедрением стандартов НАТО во всех операционных процедурах, так что никакой проблемы не было. Мы просто ещё раз убеждаемся, что они вполне могут с нами работать на всех этапах взаимодействия». (Напомним читателям, что генерал-майор Мажейкис с 1 июля приступит к работе начальником бюро НАТО по стандартизации, приказ подписан в марте генсеком Расмуссеном, а ВВС Литвы подыскивают нового командира. – Прим. авт.)
В завершении беседы мы с Эдвардасом оценили неповторимый дух аэродрома, который нас, людей, прошедших службу в авиации, наполняет энергией, особенно когда много самолётов и людей. Удачи на крыле!
Пока журналисты брали интервью и задавали вопросы, «AWACS» заправился топливом, «бочком» незаметно уехал со стоянки, вырулил на старт и в 12.20 совершенно тихо взлетел в небо, чтобы продолжить работу по обнаружению опознанных и неопознанных летающих объектов.
Участники учений расходились, разъезжались и разлетались. В 13.50 на старте всё было завершено. Но журналистам предложили посетить святая святых любого авиаполка – самолёты на боевом дежурстве. Автобусы отправились в дальную часть аэродрома.
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова