Школа нейтрализации
Вторым событием в этот день стало посещение Школы нейтрализации неразорвавшихся боеприпасов (школа NMN) на военной базе в Адажи. Школа неоднократно упоминалась в различных пресс-релизах и сообщениях о деятельности Вооружённых сил, но посетить её ни разу не удавалось Теперь при содействии Департамента общественных отношений Минобороны Латвии такое посещение удалось осуществить.
Первый командир
Внешне здание школы не чем не напоминает минный класс, если бы на два снаряда у крыльца и тонная авиабомба на лужайке перед входом.
Пояснения нам давал исполняющий обязанности командира школы капитан Дайнис Силиньш. Дайнис только что возвратился из Афганистана, где в составе латвийского воинского контингента также занимался нейтрализацией взрывоопасных предметов.
Две мировые войны пронеслись над Латвией и оставили в её земле огромное количество боеприпасов разных армий. Послевоенный период тоже добавил снаряды, ракеты и бомбы, которые применялись на полигонах и хранились в арсеналах Советской армии.
После восстановления независимости Латвии нейтрализацией боеприпасов занимались разные ведомства и отдельные группы сапёров. В 1998 году было принято решение все эти силы объединить в Земессардзе и создать в 54-м инженерно-техническом батальоне роту разминирования, которая также имела три территориальных взвода — один в Курземе в Салдусе, один в Латгалии в Резекне и один в Огре недалеко от Риги.
Для подготовки кадров специалистов по разминированию в 2002-м году была создана Школа нейтрализации неразорвавшихся боеприпасов.
У истоков Школы стоял выдающийся специалист, военный инженер подполковник Гунтис Айзпориетис. Гунтис начал службу в латвийских национальных вооружённых силах (НВС) в 1993 году начальником штаба инженерно-сапёрного батальона. С 1995 по 2004 год в штабе инженерно-технического Управления НВС.
Сам Гунтис окончил Донецкое высшее военное училище инженерных войск в 1986 году, служил в Советской армии. Во время службы в латвийских НВС учился также на курсах специалистов по разминированию в Польше, Швеции, Турции и США.
Это было время организации латвийских вооружённых сил. По инициативе Гунтиса Айзпориетиса была организована служба разминирования и нейтрализации неразорвавшихся боеприпасов.
Проектом организации школы стали заниматься в 2000 году, было заключено двухстороннее соглашение латвийского Минобороны с Королевскими Норвежскими вооружёнными силами. Норвежцы помогли создать школу, поделились программами и методиками обучения, помогли создать наглядные пособия и учебную базу.
Гунтис Айзпориетис рано ушёл из жизни в 2004 году, ему было всего 40 лет, но в истории он так и остался первым командиром NMN школы.
Минные классы
Обучение в Школе проходит по нескольким программам, которые отражают тактику сапёрных подразделений и основываются на опыте разминирования в Латвии и в зарубежных миссиях.
Первый курс это разведка взрывоопасных предметов — все виды обнаружения, поиска, определение типов таких предметов и выработка тактики нейтрализации.
Второй курс — нейтрализация взрывоопасных предметов. Как безопасно уничтожить снаряд или фугас это тоже отдельная наука.
Третий курс — самодельные взрывные устройства (СВУ). К сожалению опыт зарубежных миссий показал, что этот тип устройств широко используется террористами и современным сапёрам необходимы знания для нейтрализации таких опасных предметов.
Обучается в Школе в основном личный состав 54-го инженерно-технического батальона Земессардзе. Но уже много лет Школа проводит курсы обучения разминированию и для иностранных специалистов. Здесь обучались иракцы, представители вооружённых сил Грузии, Украины и других стран.
Курсы обучения могут длиться от одного до трёх месяцев. В классе обычно до 12 человек. Учебные аудитории имеют все необходимые наглядные пособия, применяются технические средства обучения.
Техническая база школы состоит из специальных машин и большого числа всех последних приборов, которые поступают на вооружение сапёрных подразделений. Это и различные металлодетекторы, рентгеновские аппараты, пульты подрыва схем зарядов, защитные костюмы и другие средства защиты.
Несомненно гордостью школы и основой учебной базы является собрание различных боеприпасов разных армий и времён. Многие образцы выполнены в варианте учебно-разрезных (УР), что позволяет улучшить учебный процесс и совершенствовать знания учащихся. Боеприпасы методически сгруппированы по видам и типам применения. Хорошо представлены выстрелы из ручных противотанковых гранатомётов (РПГ), взрыватели, мины и другие инженерные устройства.
Исторические боеприпасы
В работе сапёров всегда встречаются редкие исторические боеприпасы, которые сразу рассказывают о целых периодах военной истории. Например несколько лет назад на Мангальсале был найден русский снаряд образца 1864 года, что позволило определить какие орудия использовались в береговой обороне Риги в этот исторический период.
Очевидным успехом латвийских сапёров следует считать разминирование морской мины образца 1877 года, которая использовалась в варианте фугаса в прибрежной зоне реки Даугавы в районе города Ливаны. Исключительно простой взрывной механизм мины, сохранившей герметичность и целостность боевого зарядного отделения, создавал огромную опасность при разминировании. Однако используя опыт разминирования аналогичной мины в 2009 году удалось эту операцию успешно завершить. Рассказ об этой мине ещё будет написан и представлен читателям.
Здесь же в Школе находятся ещё некоторые образцы мин конструктора Витолcа, которые изготавливались для латвийской армии в 1930-е годы.
Конечно исключительный интерес представляет самый большой снаряд найденный в Латвии — 381-мм снаряд. Такие снаряды могли быть применены на Балтике только для орудий германского линкора «Брайен» (1915 год) или британского монитора «Эребус» (1919 год).
Высокий уровень профессиональной подготовки латвийских сапёров обеспечивает успешное решение задач, которые стоят перед Вооружёнными силами по обеспечению безопасности всех жителей Латвии. Юрий Мелконов Фото Сергея Мелконова