На старте дирижабли
Статьи по Теме
В сентябре Беларусь поставила России первый беспилотный авиационный комплекс воздушной разведки, наблюдения и мониторинга, включающий в себя дирижабль «БАК ЭМ50». Об этом сообщил недавно представителям СМИ начальник научно-производственного центра «БАК и технологии» Физико-технического института Национальной академии наук Беларуси Юрий Яцына.
Длина беспилотного дирижабля «БАК ЭМ50» составляет 10,2 м, диаметр оболочки — 2,25-2,63 м. Дирижабль может поднимать целевую нагрузку до 10 кг. Максимальная высота полета — 500 м, диапазон скоростей — до 60 км/ч. Время нахождения в воздухе в штиль и скорости ветра до 3,7 м/с — до 11 часов. Радиус действия — до 50 км.
В этом году после завершения госиспытаний комплекс с беспилотным дирижаблем «БАК ЭМ50» получил литеру серийного образца. В соответствии с рекомендацией государственной приемочной комиссии порог эксплуатации аппарата при ветровой нагрузке увеличен с 8 м/с до 14 м/с.
Сегодня научно-производственный центр «БАК и технологии» Физико-технического института НАН Беларуси является единственным в СНГ предприятием, которое имеет сертификат на серийный выпуск беспилотных авиакомплексов собственного производства.
Ныне с российской стороной ведутся переговоры о дальнейших поставках дирижаблей. Ожидается, что в 2015 году поставка комплексов этого типа будет продолжена.
По словам Юрия Яцыны, у научно-производственного центра «БАК и технологии» есть возможность изготовить и поставить заказчикам не менее пяти подобных комплексов в течение полугода. «Если будут заказы на наш беспилотник, то мы сможем делать и десять машин», — добавил Яцына.
Между тем напрашивается вопрос: а сколько таких комплексов имеется в распоряжении белорусских военных? Вопрос оснащения белорусской ПВО весьма актуален. Достаточно вспомнить о безнаказанном нарушении воздушных границ страны 4 июля 2012 года небольшим гражданским самолетом, который пилотировали шведы.
И случилось это потому, что низколетящую цель весьма сложно засечь посредством радиолокации, прежде всего из-за влияния неоднородностей подстилающей поверхности.
Особенно усугубилась эта проблема в последние 15 лет, в связи с тем, что многие летательные аппараты, даже предназначенные для индивидуального пользования, оснащаются аппаратурой, позволяющей совершать полеты с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Но еще важнее то, что расширяется использование в вооруженных конфликтах высокоточных средств воздушного нападения, специально сконструированных для действий вблизи земли: крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и управляемых авиационных бомб.
Как полагают эксперты, решение проблемы обнаружения (и поражения) низколетящих аэродинамических пилотируемых и беспилотных аппаратов непременно следует рассматривать и в контексте защиты жизненно важных объектов гражданской и военной наземной инфраструктуры от воздушного терроризма.
События 11 сентября 2001 года в США вполне наглядно показали, что террористическая угроза может прийти и с воздуха. Но для проведения такого рода атаки теперь нет необходимости захватывать громадный авиалайнер. Достаточно по дешевке купить маленький (грузоподъемностью несколько сотен килограммов) самолет second hand и под завязку начинить его взрывчаткой. И тут не устоит даже защита АЭС.
Применение подобных средств воздушного нападения резко снижает эффективность существующих систем ПВО. Для борьбы с такими угрозами, и в первую очередь для обнаружения и сопровождения подобных целей, нужны принципиально новые технические решения.
В частности, специалисты рекомендуют размещать средства обнаружения как можно выше, увеличивать их число и удаленность от защищаемого объекта.
Традиционного расположения средств локации на специальных вышках и мачтах уже недостаточно, речь идет о поднятии РЛС на высоты порядка сотен метров и даже нескольких километров. Что может быть достигнуто, в частности, и посредством создания специальных беспилотных летательных аппаратов, размещения на их борту радиолокационных средств обнаружения низколетящих целей.
Ряд стран, чтобы поднимать средства обнаружения на оптимальную высоту, решили применять аэростаты и дирижабли. Они гораздо дешевле как ныне существующих самолетов радиолокационного обзора, так и беспилотных летательных аппаратов. Но главный выигрыш в том, что аэростаты и дирижабли могут весьма долго находиться в воздухе, работая в беспилотном режиме.
Дальше всех в этом направлении смогли продвинуться американцы. Как следует из информации на американском портале DefenceTalk, компания Raytheon завершила лабораторные испытания инновационного радара для системы JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System), разрабатываемой для Минобороны США.
Согласно этим данным, JLENS представляет собой систему, предназначенную для создания рубежа объектовой защиты от низколетящих крылатых ракет, управлять которой будет Командование воздушно-космической обороны Северной Америки.
JLENS состоит из двух аэростатов, наполненных гелием и барражирующих в воздухе на высоте 3 км. Они несут на борту мощные радары с полем обзора в 360 градусов, которые могут обнаруживать и отслеживать движущиеся объекты, такие как крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты и самолеты, на расстоянии до 560 км. С их помощью вполне реально организовать надежную оборону от воздушного нападения территории размером с Техас.
Еще более двух лет назад в ходе испытаний на полигоне в Юте зенитный ракетный комплекс Patriot PAC-3 при содействии дирижабля DT-1 высотной системы наблюдения за крылатыми ракетами JLENS смог успешно перехватить крылатую ракету.
Конечно, финансовые возможности Беларуси несравненно скромнее, но при определенных затратах времени и средств создание подобной (пусть и меньшей по масштабам) системы, как показывает описанная в этой статье разработка, в принципе, доступно и белорусской оборонке.
Количество же объектов, нуждающихся в обороне от воздушного нападения, множится год от года. Достаточно вспомнить АЭС, строящуюся в Островце.
Информация и фото по материалам belvpo.com