Смена командира десантников
В понедельник 29 июня журналистов снова пригласили на военную базу в Адажи. На этот раз предстояло познакомиться с церемонией смены командира в американском батальоне десантников. (173 rd Airborne Brigade, 1st Battalion (Airborne), 503 rd Infantry Regiment)
С лёгкой руки автора теперь все внимательно осматривают часового на посту у шлагбаума на въезде в базу. Напомним, что ещё 7 мая в своём репортаже я отметил, что охрана базы усилена и армия ждёт провокаций. Провокации не заставили себя ждать и вскоре проявились в виде неких нацболобонов, которые проникли на базу через забор.
На этот раз часовой на КПП опять стоял с привычным автоматом, но обратило внимание наличие у него в подсумках на груди наверное шести магазинов с патронами, что позволяло выдержать длительный бой с какими-нибудь нападавшими террористами.
На строевом плацу
На строевом плацу было построено всего два взвода солдат — один американский и один латвийский. Рядом на лужайке, в тенёчке, некая дама делала какое-то сообщение солдатам США, выступала перед ними, вручала памятные грамоты, все были увлечены и по американской традиции дружно хлопали.
Надо сказать, что сегодняшнее мероприятие и было как раз посвящено новой инициативе американских замполитов — военнослужащие 173-й бригады знакомили латвийское общество (так в пресс-релизе) с традициями и церемониями американской армии.
Бывшего командира полковника-лейтенанта Патрика Вилкинса (Patrick S. Wilkins) сменит новый комбат полковник-лейтенант Михаель Вагнер (Michael P. Wagner).
Кроме двух взводов на плацу располагалась знамённая группа из шести военнослужащих (три латвийских и три американских солдата) с четыремя знамёнами — флаг 1-го пехотного батальона латвийской армии, флаг Латвии, флаг США, флаг 1-го батальона 173-й бригады.
Музыка играла в трансляции американские военные марши, старый комбат беседовал с женой (оказывается это она проводила мероприятие с солдатами). Знамённая группа тем временем тренировала художественное хождение туда-сюда с флагами.
Церемония
Церемония смены комбатов началась в 11.13 с выступления руководителя церемонии с кратким вступлением.
Знамённая группа выдвинулась вперёд и первым делом исполнили Гимн Латвии. Затем прозвучал Гимн США. Надо сказать, что во время исполнения гимна США все американские военнослужащие, даже те, кто находится в строю, отдают честь, прикладывая руку в головному убору. Штатские лица в это время прикладывают правую руку к груди. Потом звучит команда «Вольно» и слово произнёс военный капеллан. В молитве участвовали все военнослужащие.
Слово взял старый командир. Он рассказывал о пути батальона за время его командования, не забыл упомянуть агрессию на Украине и аннексию Крыма, чем показал свою политическую подкованность, поблагодарил личный состав за отличную службу. Некоторые чувственные солдаты проронили скупую военную слезу.
Затем происходит передача знамени батальона. Знамённая группа опять занимается художественной маршировкой, знамя передают старому комбату, тот передаёт его командиру соединения, и старший командир вручает флаг новому командиру. Знамённая группа смотрелась очень хорошо, чувствовалось, что туда назначают только отличников боевой и политической подготовки.
После передачи флага выступления продолжались. Опять командиры вспоминали достижения, рассказывали об особенностях текущего момента. Запомнилось одно высказывание, что Латвия была много лет оккупирована, ни одного светлого дня не было, а люди Латвии, это просто фантастические люди, которые сумели выжить в таких тяжёлых условиях.
Новый командир выступил коротко, дескать ещё наговоримся в процессе боевой подготовки.
В 11.42 звучит команда «Смирно!» и произносится: — «Army Song!»
Весь личный состав дружно поёт армейскую песню — Гимн вооружённых сил США. Надо сказать, что всё действие происходило с полной серьёзностью, но один солдат в центре строя стоял и почему-то улыбался во весь рот. Затем поступила команда «Вольно!», «Разойтись!», все разошлись.
И тут замечаю, что звучит знаменитое, сержантское «Упал, отжался 10 раз!» и наш весёлый солдат уже отжимается на плацу под суровым взглядом сержанта. Быстрота и неизбежность наказания — это точно по-американски!
Хотя помнится, мне одна женщина рассказывала, как она на улице начала шлёпать своего ребёнка за какую-то провинность. К ней подошли две другие женщины и сказали: — «Мадам, воспитывайте своего ребёнка дома, а не на улице!»
Бывает…
Жена командира
Следует отметить, какую большую роль в американской армейской жизни играют жёны офицеров. Они выполняют много функций — жена беседует с солдатами, знает их нужды и настроения, устраивает для них мероприятия, праздники, готовит маленькие подарки и знаки внимания, в целом это работа напоминает деятельность замполита и воспитателя в подразделении. Естественно в подразделении много жён и жена командира объединяет весь этот «женсовет».
Жена это неотъемлемая часть карьеры офицера и во всём она помогает мужу. Только офицеры с нормальной семьёй (крепкий тыл) могут рассчитывать на карьерный рост. Оно в принципе и правильно, автор давно уже вывел жизненное правило — Если человек не может устроить свою судьбу, то ему нельзя доверять судьбы других людей.
Так что в армии США на должность командира назначают сразу двух людей — У командира Патрика Вилкинса жена Rachel, а у нового комбата Вагнера жена Kelly.
Ошибка президента Обамы
Ещё со времён Хемингуэя про американских военнослужащих было известно, что они благообразны, набожны и любят своих жён. Надо сказать, что на церемонии подполковник Вилкинс и его супруга Rachel демонстрировали исключительно трогательные, романтические отношения — и за ручку держались, и целовались при всех неоднократно, что даже мне старому солдату было искренне завидно. Надо добавить, что у Патрика и Рашель пять детей, а у нового командира Вагнера и его супруги трое малышей.
Вооружённые силы США это мощная, во многом уже клановая, корпоративная организация. Офицерские и генеральские династии идут уже в третьем и четвёртом поколении. В экономике страны оборонные расходы составляют треть гигантского бюджета. Наверное это больше, чем государство в государстве, и кто кем командует ещё надо посмотреть.
Известно, что теперь в армии США разрешены однополые браки. Не думаю, что эта идея понравится американскому офицерскому корпусу. Но кто знает, может следующий командир Патрик прибудет на службу вместе с супругом Джоном. Впрочем такая армия уже ни для кого опасности представлять не будет.
Боевой командир
Десантники разошлись, а командиры давали интервью местным СМИ. Напомним, что в церемонии участвовали подполковник Патрик Вилкинс (Patrick S. Wilkins) и подполковник Михаель Вагнер (Michael P. Wagner), а третим был полковник командир соединения. Точно должность его как-то установить не удалось, фамилия на шевроне тоже ни о чём не говорила, но лицо его всё время казалось мне знакомым, мы определённо где-то виделись.
Специальный американский офицер общался со СМИ, разъяснял тонкости военной церемонии и отвечал на все вопросы. К нему я и обратился с вопросом о полковнике.
Американец сразу объяснил всю картину: — «Полковник в форме другого человека, а чемодан с его багажом потеряли в аэропорту, поэтому пришлось временно одолжить обмундирование. А его фамилия полковник Михаэль Фостер (Michael Foster)!»
Всё стало ясно, а виделись мы с полковником на авиабазе Лиелварде 5 сентября 2014 года. Отрывок из рассказа на сайте melkon.lv “Ночной десант в Лиелварде”:
«…Однако затем прибыл командир американских десантников. Во всех десантных войсках мира командир прыгает вместе со своими солдатами. Горячий, прямо с поля, раскрасневшийся, с автоматом, с рацией — вот уж действительно настоящий полковник! Напористый, резкий, он производил впечатление ирландца, который только что подрался в соседнем пабе с двумя мулатами и навалял обоим. Наверное таким и должен быть командир десанта. Умеют американцы подбирать и воспитывать кадры!
Полковник рассказывал, как они летели, готовились к высадке, прыгали ночью на незнакомое поле. Травм было всего две, сказал командир, один солдат подвернул ногу, второй ударился головой. Неплохой результат для десантирования 500 человек! …»
Церемония закончилась. Ко мне подошла скромная девушка-негритянка и протянула листочки с информацией. В буклетиках биографии командиров и рассказ об истории батальона. Вот так примерно и должна работать военная служба связей с общественностью!
Надо сказать, что у американцев умение общаться с прессой есть обязательное качества для каждого командира, без этого вас просто не назначат ни на одну должность. Каждый солдат и офицер должен уметь поддерживать имидж армии США!
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова
Справочно:
LTC Michael P. Wagner Начинал карьеру в качестве пехотного офицера после окончания Военной академии Соединённых Штатов в 1997-ом году. Первое место службы – 1-й батальон 508-го пехотного (боевая группа воздушно-десантного батальона) в Вицензе, Италия, где он служил командиром стрелкоового взвода, исполнительным офицером стрелковой роты и офицером снабжения. Затем вернулся в Форт Беннинг, чтобы пройти карьерный курс на звание капитана.
2002-2005 – служит в Форте Худ, Техас в корпусе G3 в качестве оперативного офицера, затем в 1-й бригаде 4-ой пехотной дивизии. В 1-й бригаде он был начальнико по планированию, а затем командиром «А» команды 1-го батальона 22-го пехотного. В составе 4-ой пехотной служил в Ираке в Тикрите в рамках операции Iraqui Freedom. Вагнер получил степень магистра международных отношений в Школе Фетчера в Тафтском университете затем в Академии Вест Пойнт изучал конфликт и переговоры и международные отношения.
После окончания курса в Колледже командования и генерального штаба служил в 1-ом батальоне 101-й воздушно-десантной дивизии 2010-2013 оперативный офицер 1-го батальона 187-го пехотного, затем оперативный офицер бригадной боевой группы и испольнительный офицер.
Служил в Афганистане в составе 3/101 в 2010-2011 и снова в 2012-2013. С 2013-2015 Вагнер – военный советник Президента США (так в пресс-релизе). Женат на Kelly MoGinnis, трое детей (Elizabeth – 11, John – 9, Cate — 6)
1-й воздушно-десантный батальон 503-го пехотного полка Был создан 14-го марта 1941-го года. После завершения тренировок в марте 1942-го года подразделение отбыло из Сан Франциско на борту MS Poelau Laut, чтобы принять участие в военных операциях в Тихоокеанском регионе.5-го сентября 1943-го года в рамках операции Аламо полк десантировался с парашютами в Маркхамскую долину на острове Новая Гвинея – это была первая успешная десантная боевая операция в Тихоокеанском регионе. 3-го июля 1944-го года 1-й батальон выполнил свой второй боевой прыжок на остров Неомфур в поддержку операции «Настольный теннис». Постройка аэродромов на Неомфуре способствовало успешному продвижению войск с Новой Гвинеи на Филиппины. В свою очередь 13-го сентября 1944-го года боевая группа 503-го высадилась (морской десант) на остров Миндоро.
16-е февраля 1945-го года останется краеугольным камнем в истории боевой группы 503-го полка, когда они высадились на остров Коррехидор. Из-за плохой погоды батальон был вынужден совершить десантную высадку с моря. За эту операцию батальон получил название „Rock Force” и получил награду президента США.
В марте 1945-го года боевая группа 503-го полка была направлена в помощь 40-й пехотной дивизии для захвата острова Негрос в Центральный Филиппинах.
24-го декабря 1945-го года была начата реорганизация подразделения и оно было деактивировано в форте Анса в Калифорнии.
В мае 1965-го года 1-й воздушно-десантный батальон 503-го пехотного полка в составе 173-й воздушно-десантной дивизии был направлен во Вьетнам, в качестве одного из первых боевых подразделений, размещённых в Республике Южный Вьетнам. В течение шести лет во Вьетнаме 1-й батальон участвовал в более чем 12 главных операциях и других военных компаниях. 1-й батальон в составе 173-й воздушно-десантной дивизии покинул Вьетнам в 1971-ом году.
Затем последовал второй период реорганизации, а в 2004-ом году подразделение было дислоцировано в Рамади в Ираке, в провинции Ал Анбар в поддержку операции Свободный Ирак.
2006-ом и 2012-ом 1-й батальон дислоцирован в Афганистане в поддержку операциям Enduring Freedom.
1-й батальон 503-го пехотного полка стал первым подразделением, размещённым в Польше и Балтийских странах в рамках операции Atlantic Resolve. Это уже их вторая дислокация в Латвии, Эстонии и Литве.