Центр интеграции сил НАТО в Латвии
День 16 ноября выдался пасмурным. Холодная осенняя погода ещё не наступила, но и тепла никакого уже не было, а ветер гнал по улицам опавшие листья. При всей этой погодной грустности на территории Штабного батальона латвийских вооружённых сил происходило событие, которое иначе как праздник назвать было нельзя. А событие это — торжественная церемония официального открытияИнтеграционной единицы — регионального штаба НАТО.
Штабной батальон
Когда проходило возрождение вооружённых сил в начале 90-х годов, латвийские военные по совершенно непонятным причинам отказались от восстановления исторических наименований воинских частей Латвийской армии 30-х годов. В то время, как литовцы и эстонцы приняли для своих армейских частей старые названия.
Но один батальон в Латвии всё-таки сохранил своё название — Штабной батальон и Рота почётного караула. И располагается сегодня Штабной батальон в тех же казармах, где он и был в 30-е годы.
Главный калибр Латвии
На территории Штабного батальона находится самое большое артиллерийское орудие в Латвии — 9-дюймовая пушка, изготовленная в 1869 году на заводе Круппа в Германии. Эта пушка стоит там с 1930-х годов, она пережила войну, потом советское время. В начале 90-х пушку уже почти украли и отправили в металлолом, но люди, которым дорога военная истории Латвии, сумели вытащить орудие из пасти металлоломного чудовища и поставить обратно на постамент.
В журнале BALTFORT № 4 (13) за декабрь 2010 года мы опубликовали статью замечательного латвийского историка Модриса Эссертса «Спасённое орудие», в которой рассказывалось о непростой судьбе главной латвийской пушки.
В 2011 году командование Штабного батальона сделало попытку привести в порядок редкий памятник военной истории и даже приглашало Юрия Мелконова для консультаций. Однако ничего реального тогда сделано не было.
Это какой-то позор!
Сегодня 9-дюймовая крупповская пушка представляет собой ужасное зрелище — краска облезла, кругом проступает ржавчина, постамент разваливается. Так что это уже не памятник истории, а какой-то позор латвийского министерства обороны, которое не в состоянии привести в порядок реликвию военной жизни Латвии.
В ближайшее время автор планирует направить министру обороны Латвии Раймонду Бергманису письмо о необходимости реставрации памятника.
Церемония открытия
На торжественную церемонию прибыло необычно много журналистов. Режим доступа на территорию батальона достаточно строгий и когда журналистский пул сформировался, нас запустили внутрь.
Количество гостей, приехавших на торжество, превышало все предположения. Здесь были посол США г-жа Нэнси Петтит, послы и дипломаты других стран НАТО, чиновники минобороны и структур НАТО в Латвии (натовские зомби, как я их называю), военные атташе, офицеры миссий и участники учений, много американских военных, начиная с командующего силами США в Европе генерала Бена Ходжеса, командира Национальной гвардии штата Мичиган, генерал-майора Грегори Ваднайса, который в Латвии наверное чаще бывает чем в родном Мичигане. Также присутствовало великое множество американских, британских, польских и других офицеров и ещё командующий литовскими вооружёнными силами генерал-лейтенант Жукас. Все присутствующие оживлённо обменивались мнениями и было такое впечатление, что они давно все вместе не встречались и никак не могли наговориться.
Само собой присутствовали латвийские генералы и старшие офицеры. Слева и справа на плацу была выставлена военная техника — знаменитые автомобили Хаммер и британские гусеничные машины, которые Латвия закупила в Великобритании.
Выступление командиров
Высокое начальство прибыло на мероприятие отдельными кортежами в сопровождении машин военной полиции с мигалками.
В церемонии приняли участие министр обороны Латвии Раймонд Бергманис, командующий Национальными вооруженными силами генерал-лейтенант Раймонд Граубе, заместитель командующего силами НАТО в Европе британский генерал Сэр Адриан Брэдшоу, а также командующий командованием объединенных сил НАТО в Брунссуме импозантный генерал Ханс Лотар Демрозе, командующий многонационального Северо-Восточного штаба корпуса в Щецине генерал-лейтенант Манфред Хофманн, командир интеграционной единицы НАТО в Латвии полковник Эрик Наглис, а также другие многочисленные военные, дипломаты, атташе и чиновники.
Торжественная часть началась с минуты молчания, присутствующие почтили память погибших в парижских терактах. Затем сводный оркестр Национальных вооружённых сил исполнил Гимн НАТО и затем Гимн Латвии.
Первым выступил Раймонд Бергманис, он подчеркнул большое значение объединённых усилий для повышения безопасности. Командир НВС генерал Граубе призвал крепить солидарность всех стран НАТО и обещал продолжать улучшать работу по оказанию поддержки принимающей стороны.
В выступлении британского генерала Сэра Адриана Бредшоу не была забыта русская аннексия Крыма и акция на Украине, которые угрожают делу мира. Надо сказать, что именно Бредшоу является в НАТО автором идеи о региональных штабах и именно он активно их внедряет по всем странам Восточной Европы.
Следующим выступил командир Центра латвийский полковник Наглис. Он заверил, что коллектив штаба из 40 человек выполнит поставленную задачу и там будут работать британцы, немцы, поляки и латыши.
Затем Бергманис и Бредшоу сняли полотно с таблички на здании и открыли официально Центр интеграции сил НАТО в Латвии.
Табличка была выполнена только на английском языке и командование Центра рискует сразу нарваться на штрафные санкции Инспекции по языку, так в Латвии названия надо писать обязательно ещё и по-латышски.
После выступлений всех присутствующих пригласили в здание казармы штабного батальона, что было довольно странно. Получалось, что Центр НАТО разместили в старом здании на третьем этаже, а рядом через забор находится только что построенный латвийский Объединённый штаб, который не так загружен заботами маленькой армии и мог бы заодно принять и натовскую структуру. Журналистов в казарму не пригласили и поэтому достоверно рассказать о штабе не удастся. Да и скорее всего его местонахождение тоже является дезинформацией, столь любимой британскими штабистами.
Пресс-конференция в Объединённом штабе
Для пресс-конференции журналисты прошли в здание Объединённого штаба. Надо сказать, что цитадель латвийской штабной службы охраняется не хуже чем хранилище Госбанка и там созданы все условия для успешной штабной работы.
На пресс-конференции выступили Бергманис, Граубе и Бредшоу.
В целом ничего особенного командиры не отметили, кроме традиционных улучшений безопасности и атлантической солидарности. Бергманис подтвердил натовский лозунг — «Один за всех и все за одного», а также обещал оказать помощь пострадавшей от террористов Франции.
Генерал Брэдшоу сидел на пресс-конференции очень хмурый, отвечая на вопросы, сказал, что «мы хотим видеть в России партнера по борьбе с ИГИЛ» (интересно, а то, что Россия бомбит и наносит ракетные удары по ИГИЛ партнёрством не считается? — ред.)
Выводы и подведение итогов
В целом можно сказать, что идея региональных штабов, причём в каждом государстве, показывает, с каким недовериемотносятся натовцы к местным штабам национальных вооружённых сил. Даже организация логистики, приёма и размещения войск не входят в компетенцию национальных штабов.
Штабы НАТО создаются в странах Восточной Европы в соответствии с решениями Уэльского саммита НАТО. Главная задача этих интеграционных структур заключается в содействии быстротеи координацииразвертываниясил повышеннойготовности альянса в регионе, чтобы обеспечить поддержку коллективной обороны и планирования, участвовать в военной координации и подготовке приёма Сил НАТО.
Известно, что ещё на июньской 2015 года встрече, главы министерств обороны стран, входящих в НАТО, решили увеличить до 40 тыс. человек Силы реагирования альянса, предназначенные для немедленного ответа на возникающие военные угрозы. Об этом сообщил тогда генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. Силы быстрого реагирования НАТО созданы ещё в далёком 2005 году и с тех пор так негде не участвовали и не на что быстро не реагировали.
Известно, что безопасность и мир в регионе тем больше, чем дальше друг от друга находятся войскапротивоборствующих сторон. Переброска тяжёлой техники и войск в Прибалтику не прибавляет безопасности Балтийским странам.
Очевидно, что организация штабов НАТО заставит нас более пристально посмотреть на геополитические процессы на берегах Балтийского моря, а также на необходимость активизировать программы «Балтийское море — море мира» и «Балтийское небо — небо мира».
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова