Флот Юрия Георгиевича Белецкого
Статьи по Теме
В этой небольшой рижской квартире в Кенгарагсе шумит морской ветер, бушуют волны, скрипят мачты, наполняются паруса и грозно поворачиваются 12-дюймовые орудийные башни броненосного крейсера «Адмирал Нахимов». Сам крейсер погиб в Цусимском сражении, но память о нём для потомков сохранил рижанин Юрий Георгиевич Белецкий, сделавший модель крейсера.
Биография Юрия Георгиевича отражает все события середины ХХ века в Прибалтике. Родился он 3 мая 1937 года в Риге в семье русских людей, оказавшихся здесь после событий 1917 года.
Отец был родом из Одессы. Его мать, бабушка Юрия, в своё время окончила институт благородных девиц. И это очень сказывалось на её воспитательных приёмах. Так, она часто говорила внуку: «Не размахивай руками! Ты не солдат».
Мать Юрия родилась в 1916 году в Санкт-Петербурге. В Ригу её семья приехала после событий 1917 года.
Отец Юрия был музыкантом – гитаристом, певцом. Учился в Италии, но там, к сожалению, у него пропал голос. Отец был умелым человеком, мог делать очень разные вещи, таких называют «мастер на все руки». Он вёл хозяйство, разводил кроликов, занимался садоводством. С течением времени семья переехала в Кулдигу – там условия жизни были немного проще, чем в Риге.
Однако с течением времени семья вернулась в столицу. И школу Юрий окончил уже здесь.
Сын за отца не отвечает
В детстве Юрий читал много книг. Особенно увлекался Жюлем Верном, а роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо был настольной книгой. Юноша мечтал о море и вместе с другом подал заявление о поступлении в мореходку. Но друга в училище зачислили, а Юрия – нет. Однако мечта не покидала его, и Юрий подал заявление в речное училище. Но и там получил отказ.
Юноша пошёл в клуб ДОСААФ, где инструктор Приходько объяснил парню причину всех неудач. «Где твой отец?» – спросил он Юрия.
А отец Юрия Георгиевича пропал без вести в немецком лагере Штуттгоф.
(Штуттгоф (нем. Stutthof) – нацистский концентрационный лагерь. Создан в 1939 году на территории оккупированной Третьим рейхом Польши вблизи г. Штуттгоф (ныне г. Штутово), к востоку от Данцига (Гданьска). За годы войны в этом лагере содержалось около 110 тысяч заключённых, из которых около 65 тысяч погибло.)
В том же лагере находился и сын президента Латвии Я. Чаксте.
Судьба отца Юрия была трагична. В армию его не призвали, он не служил. Во время немецкой оккупации в дом пришли люди – трое – и попросили узнать, где у немцев находятся склады. Отец этого не знал.
Но уже через день его арестовали и вместе с другими арестованными погрузили в поезд, затем – на пароход и отвезли в Лиепаю, оттуда поездом – в Польшу, в концлагерь.
При аресте отца мальчик очень испугался. Он долго кричал. И уже потом его боялись оставлять одного дома – он начинал кричать, был очень нервным.
В те времена Белецкого, конечно, ни в мореходку, ни в речное училище не взяли. Однако потом в военкомате признали годным к военной службе.
Перед армией Юрий поступил учиться в строительный техникум. Потом – в университет, но проучился там недолго – «вылетел» из-за шпаргалки на экзамене.
Еланские лагеря
Службу в армии Юрий Георгиевич вспоминает очень тепло. «Офицеры, участники войны, были настоящие ребята, – говорит он. – Конечно, они отличались требовательностью, однако относились к подчинённым правильно, с пониманием, но „без слюней”. И службу, и людей знали прекрасно».
Служил Юрий Георгиевич в 831-м артиллерийском полку на Урале, под Свердловском, в знаменитых Еланских лагерях.
Еланский полигон – очень большой. Рядом располагались пехотный полк, танковые и артиллерийские подразделения.
Природа в тех местах сурова и очень богата. Юрию Георгиевичу запомнились ягодные поляны, на которых было очень много ягод – «ложишься и ешь».
В ведении ефрейтора Белецкого была 122-мм гаубица 1928 года. Сохранилась небольшая заметка с фотографией в армейской газете 1958 года. В той небольшой статье говорится о ефрейторе Ю. Белецком, который в преддверии XIII съезда ВЛКСМ на занятиях в поле выполнял ратный труд с высокими показателями.
В общей сложности отслужил Юрий Белецкий 2 года и 8 месяцев вместо положенных тогда трёх лет. Командир полка Дегтярёв, а затем пришедший ему на смену Арбузов демобилизовывали отличников боевой и политической подготовки раньше – с тем, чтобы они могли поступать учиться в вузы.
Там, на Урале, Юрий познакомился с будущей супругой Анной Николаевной. С ней и вернулся в Ригу, где у них родился сын, которого родители назвали тоже Юрием.
Вернувшись в Ригу, Юрий Георгиевич устроился на работу, учился некоторое время в университете, а потом поступил на заочное отделение Калининградского института рыбной промышленности. Окончив его, стал инженером-механиком производства рыбной продукции.
Вместе с женой они работали на заводе «Альфа», также Юрий Георгиевич трудился на заводе «Страуме». Затем в период пертурбаций работал в разных местах.
Создатель моделей кораблей
Но главную известность Юрий Георгиевич Белецкий получил как прекрасный судомоделист, создавший уникальное собрание моделей кораблей.
Моделизмом Белецкий увлекался ещё в школьные годы. Ему нравилось делать модели судов и кораблей, он занимался этим самостоятельно дома. А вот его друг и «соратник» Дмитрий Дмитриев занимался судомоделизмом в кружке при Дворце пионеров.
Всего Юрий Георгиевич создал более 30 моделей. Всегда предпочитал парусные суда. Очень любит парусный спорт и русский флот.
Первая модель, которую Белецкий сделал самостоятельно ещё в школе, – шхуна «Коралл». Эта парусно-моторная шхуна стала особо известной в 1947 году, когда под командованием капитана Б. Д. Шанько два судна «Коралл» и «Кальмар» совершили переход с Балтики на Дальний Восток. Вся страна с волнением следила за героическим походом небольших парусных кораблей через Атлантический и Индийский океаны.
Белецкий имел честь быть знакомым с Иваном Григорьевичем Шнейдером – командиром «Крузенштерна». Вообще, судомоделисты и капитаны кораблей существуют как единое целое в одном морском мире.
Напомним, что именно Юрий Георгиевич сделал модель легендарной канонерской лодки «Сивуч» Российского императорского флота, героически погибшей 19 августа 1915 года в бою с немецкими линкорами.
Модель лодки была изготовлена в 2015 году к 90-летию подвига «Сивуча», который широко отмечался прогрессивной морской общественностью Балтики. Модель будет передана в Музей истории Риги и мореходства как уникальная часть истории города Риги.
Очень много работ Белецкий раздарил, в основном друзьям, батюшке. В трудные времена даже вынужден был продавать модели.
Перед тем, как начать делать модель, Юрий Георгиевич тщательно изучает историю судна, всё, вплоть до мельчайших деталей конструкции и даже биографий капитанов и моряков. В моделировании всё имеет значение. У Юрия Георгиевича в библиотеке – прекрасная подборка изданий по морской тематике.
Сейчас дома у Белецкого остался совсем небольшой «флот». На полках стоят модели парохода-фрегата «Владимир», винтового клипера «Опричник», СРТ-315 (среднего рыболовного траулера Рижской базы тралового флота), броненосного крейсера Российского императорского флота «Адмирал Нахимов», погибшего в Цусимском сражении, учебной бригантины флота ГДР Wilhelm Pieck, трёхмачтовой бермудской шхуны «Коралл».
Хочется пожелать выдающемуся мастеру Юрию Георгиевичу Белецкому здоровья и творческих сил.
Юрий Мелконов
Светлана Данилина