Пресс-конференция Генcека НАТО после встречи Совета
Я только что председательствовал на встрече Североатлантического совета.
Мы обсудили текущую напряжённость на Ближнем Востоке и её влияние на тренировочную миссию НАТО в Ираке. НАТО и все союзники НАТО участвуют в Глобальной коалиции по борьбе с ИГИЛ. И миссия НАТО в Ираке является важным вкладом в усилия Коалиции.
По приглашению Иракского правительства мы помогаем тренировать вооружённые силы и предотвратить возвращение ИГИЛ.
На нашей сегодняшней встрече союзники выразили свою твёрдую поддержку борьбе с ИГИЛ и миссии НАТО в Ираке.
Во всём, что мы делаем, безопасность нашего персонала имеет первостепенное значение. Поэтому мы временно прекратили наши тренировки на местах. И мы принимаем все необходимые меры для защиты нашего персонала.
Мы внимательно следим за развитием ситуации. И мы остаёмся в тесном контакте с Иракскими властями.
НАТО готовиться продолжить наши тренировки и наращивание потенциала, как только позволит ситуация. Мы по-прежнему твёрдо привержены борьбе с международным терроризмом.
На нашей сегодняшней встрече Соединенные Штаты также проинформировали о ситуации в регионе после недавних нападений на коалиционные силы в Ираке и удара по генералу Солеймани.
В течение многих лет все союзники выражали обеспокоенность относительно дестабилизирующий действий Ирана в регионе Ближнего Востока.
Мы согласны с тем, что Иран никогда не должен приобрести ядерное оружие. Мы разделяем обеспокоенность относительно осуществляемых Ираном тестов ракет.
И мы едины в осуждении поддержки, которую Иран оказывает различным террористическим группировкам. Мы недавно стали свидетелями эскалации со стороны Ирана, включая атаку на Саудовский энергетической объект и сбитый американский беспилотник.
На нашей сегодняшней встрече союзники призвали к сдержанности и деэскалации.
Новый конфликт не будет ни в чьих интересах. Поэтому Иран должен воздержаться от дальнейшего насилия и провокаций.
***
Teri Shultz: Господин Генеральный секретарь, не упоминал ли кто-нибудь из союзников конкретно о том, что они хотели бы сдержанности и со стороны Соединенных Штатов? И когда иракский парламент говорит, что он собирается выгнать все иностранные силы, если это произойдет, значит ли это? . . верите ли вы в то, что примерно 500 военнослужащих НАТО покинут страну, или вы попросите специального разрешения остаться в Ираке? Спасибо. Jens Stoltenberg: На нашей сегодняшней встрече все союзники выразили очень твёрдую поддержку тренировочной миссии НАТО в Ираке, поскольку тренировочная миссия в Ираке является важной частью усилий Глобальной коалиции по разгрому ДАИШ и обеспечению того, чтобы ДАИШ или ИГИЛ не смог вернуться.
Одним из наилучших орудий, которое мы имеем в борьбе с международным терроризмом, являются тренировка местных сил, наращивание локальной мощи, и это именно то, чем занимается Коалиция и то, что делает НАТО посредством тренировочной миссии в Ираке. Мы находимся там по приглашению Иракских властей.
Мы сейчас приостановили нашу тренировочную миссию из-за ситуации безопасности на местах. Но мы готовы возобновить тренировки, когда ситуация на местах позволит. Мы находимся в тесном контакте с иракскими властями, с правительством Ирака. И иракские власти, и премьер-министр Ирака подчеркнули важность поддержки НАТО. Поддержка, оказываемая НАТО и Коалицией Иракским силам безопасности, важна для Ирака, но она также важна для нас, поскольку когда мы их тренируем и помогаем бороться с ИГИЛ и международным терроризмом, мы также обеспечиваем большую безопасность для наших собственных стран.
Я не буду больше спекулировать, как именно мы продолжим. . . чтобы работать в тесном контакте. . . иметь тесный диалог с Иракским правительством. И я твёрдо уверен в том, что Тренировочная миссия НАТО полезна как для Ирака, так и для союзников НАТО. И мы там находимся по приглашению правительства Ирака. То, что было ясно выражено на сегодняшней встрече — это призыв у сдержанности и деэскалации.
Все союзники многократно выражали свою обеспокоенность по поводу дестабилизирующей деятельности Ирана в регионе, включая поддержку, оказываемую Ираном различным террористическим группировкам. И, разумеется, все союзники согласны с тем, что Иран никогда не должен иметь возможность создать ядерное оружие. Мы также снова и снова будет высказывать свою озабоченность относительно иранской ракетной программы: ракет, которые будут способны также достичь территории многих союзных европейских стран.
Вопрос [TV 2]: Может ли Иран принять ответные меры таким образом, чтобы Соединенные Штаты инициировали статью 5? Как тогда отреагирует НАТО?
Jens Stoltenberg: Я думаю, что сейчас важно действительно попытаться де-эскалировать и избежать дальнейшего нарастания . . . напряжённость в регионе. И я думаю, если я начну спекулировать относительно того, как мы будем реагировать, это не поможет де-эскалации, это приведёт к противоположному результату. Мы верим в важность де-эскалации и сдержанности. И это был четкий сигнал от всех союзников на сегодняшней встрече. Я не буду спекулировать, потому что это действительно будет способствовать обратному. Это только усилит напряженность.
Philip Lote [NRK]: NRK, норвежское вещание. Была ли критика США со стороны европейских союзников . . . во время встречи, связанная с убийством генерала Солеймани, и каково Ваше мнение, Генеральный секретарь об убийстве генерала Солеймани?
Jens Stoltenberg: Встреча, которую мы провели сегодня, была встреча, на которой мы видели очень сильное единство союзников по вопросу важности совместной борьбы с международным терроризмом, важности тренировочной миссии НАТО в Ираке, важности тренировочной деятельности и усилий Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ.
Все союзники НАТО и НАТО являются частью Глобальной коалиции. НАТО вносит вклад в Глобальную коалицию различными путями, включая присутствие вооружённых сил в Ираке. И снова, союзники НАТО крайне обеспокоены действиями Ирана в регионе. И союзники НАТО осуждают и многократно осуждали атаки на силы Коалиции со стороны группировок, которые поддерживает Иран. И эта критика, эта позиция была подтверждена многими союзниками на сегодняшнем заседании.
Philip Lote: Вам понятно убийство Солейиани, генерала Солеймани?
Jens Stoltenberg: Это решение США. Это не было решением, принятым Глобальной коалицией или НАТО. Но все союзники обеспокоены дестабилизирующей деятельностью Ирана в регионе, Иран поддерживает различные террористические группировки. И, разумеется, мы крайне обеспокоены недавними атаками на саудовский гражданский энергетической объект, свидетелями которых мы стали, или атакам, направленными против баз Коалиции в Ираке – баз которые имеют важность в наших усилиях по борьбе с международным терроризмом в Ираке и Сирии.
Michael [DPA]: Привет, это Майкл из немецкого информационного агентства. Вы только что сказали, Мистер Генсек, что США проинформировали об авиаударе по Солеймани. США оправдали это убийство тем, что Солеймани разработал планы нападения на американских дипломатов. Они показывают . . . предоставили ли сегодня США какие-то доказательства этого?
Jens Stoltenberg: США предоставили обоснование действиям против генерала Солеймани. И у нас было несколько докладчиков из Соединенных Штатов, из правительства и из Пентагона, и они проинформировали и объяснили другим союзникам, почему они предприняли эти действия против генерала Солеймани. Я не буду вдаваться в подробности этого брифинга. Я оставлю это на усмотрение Соединенных Штатов. Но мы высоко ценим брифинги, проводимые Соединенными Штатами. Я думаю, что это обеспечивает или еще раз показывает, что НАТО является платформой, на которой европейские союзники и североамериканские союзники могут объединиться и решить проблемы безопасности для всех нас.
Информация и фото по материалам nato.int