Ледовый патруль
Предложение отправиться в плавание на пограничном корабле «Валпас» поступило от пресс-центра Латвийской Пограничной охраны неожиданно. Долго уговаривать в таких случаях нас не надо — 22 января в 9.30 мы были в Болдерае и поднялись на борт «Валпаса». Нас провожают в салон, где мы встречаемся с капитаном корабля, майором Латвийской Пограничной охраны Александром Волковым. Встречаемся, как старые знакомые — два года назад мы делали фоторепортаж с борта «Тиры», первого корабля Латвийской Пограничной охраны, полученного от Финляндии. Александр тогда был капитаном «Тиры». 23 сентября 2002 года наш журнал делал репортаж с торжественной церемонии передачи Финляндией Латвии корабля «Валпас» и поднятия на нем Государственного флага Латвии. Прошло всего четыре месяца, экипаж освоил новую технику и готов к зимнему выходу в море на патрулирование Государственной границы.
Нынешний поход необычный. Предстоит совершить учебное плавание во льдах Рижского залива. Этой зимой ледовая обстановка на Балтике сложилась чрезвычайно тяжелая. Замерзли многие порты на севере Латвии, ледяные поля скопились у входа в Ирбенский пролив и на подходах к Вентспилсу. Специально, для того чтобы помочь латвийским пограничникам освоить ледовое плавание, из Финляндии прибыли два специалиста Финской пограничной охраны — бывший капитан «Валпаса» Петри Харма и шеф-механик Пентти Сипола.
Проходим строгий инструктаж по технике безопасности и по пользованию спасательными средствами, в нашу каюту приносят два больших желтых мешка со спасательными костюмами — море не терпит упрощений и условностей. В ночь на 27 сентября 1994 года «Валпас», в составе Финской Пограничной охраны, принимал участие в спасении парома «Эстония». На борт «Валпаса» тогда подняли до 100 пострадавших.
«Валпас» построен в 1971 году в Финляндии, на верфях города Турку. Длина корабля 48,3 м, ширина 8,7 м, водоизмещение 600 т. Главный дизель голландской фирмы Werrspoor мощностью 2000 л.с. Корабль оборудован современными средствами навигации и связи. Стальной корпус корабля выполнен в соответствии с требованиями Det Norske Veritas ледовый класс А1.
Капитан корабля проводит инструктаж команды, ставит цели и задачи патрулирования, назначается осмотровая группа. Сигнал к отходу, отданы швартовы, «Валпас» выходит из Зимнего порта Болдераи и направляется в Рижский залив. Береговая линия покрыта льдом, над морем стоит туман. «Валпас» берет курс на север, скорость 12 узлов, корабль хорошо чувствует себя на волне, нет обычной для небольших судов вибрации и болтанки.
«Валпас» вышел на патрулирование Государственной границы. Граница в море — это условная линия в 12 милях от берега. В Рижском заливе она определена соглашениями между правительствами, до острова Руху море принадлежит Латвии, за островом — Эстонии. Договорами определены границы эксклюзивных экономических зон каждого государства, которые проходят в 30-35 милях от береговой черты. Все это призваны контролировать и охранять морские пограничники.
В 14.00 на широте порта Скулте «Валпас» входит в ледяные поля. Первые льдины толщиной 10-15 см ударяются о корпус корабля и остаются за кормой. Лед становится сплошным, но «Валпас» легко режет его своим стальным фортштевнем. Толщина льда увеличивается и достигает 20-25 см, корабль идет вперед. Когда лед становится толщиной 30 см, скорость снижается до 3-е узлов. В Лоции Балтийского моря написано, что максимальная толщина льда в Рижском заливе наблюдалась в 1961 году и достигала 30 см, судоходство тогда полностью прекратилось. Сегодня «Валпас» ломает лед такой толщины в свободном плавании, мощность двигателя используется только на 80%. Финский шеф-механик Пентти Сипола почти весь поход находится в машинном отделении, передавая свои знания команде механиков «Валпаса». Сейчас он поднимается на мостик и дает рекомендации по управлению режимом работы двигателя при проходе ледовых полей. Капитан-наставник Петри Харма всегда рядом с Александром Волковым, он показывает, как надо отыскивать слабые места в ледовых полях, использовать полыньи, следить за ледовой обстановкой с помощью радара. Толщина льда достигает 40 см, но «Валпас» упрямо идет вперед. Финны предлагают остановиться и сойти на лед. «Мы всегда так делаем, надо замерить толщину льда» — говорит Петри. «Валпас» стопорит ход и останавливается среди белого поля. Спускаем трап и команда сходит на лед. Метет поземка, скользко, лед подозрительно потрескивает. Понимаю, почему опытные финны предлагают экипажу выйти на лед — это часть психологической подготовки моряков, надо научить их не бояться льда, оторваться от теплых кубриков корабля, ведь в реальной ситуации надо будет действовать быстро и решительно — оказывать помощь, производить досмотр. Необходимо быть уверенным, что лед выдержит, для этого и проводятся такие тренировки. Настроение у всех приподнятое, как говорят американцы — «Мы сделали это!». Фотографируемся на память, замеряем толщину льда — 45 см! Впервые в истории мореходства в Рижском заливе пограничный корабль в свободном плавании прошел льды такой толщины. Этим кораблем стал «Валпас» — корабль морских пограничников Латвии.
Невольно вспоминаю о десятках рыбацких судов, стоящих в замерзших портах Салацгривы, пустующих без рыбы цехах консервных заводов, сотнях людей без работы в поселках рыбаков. «Валпас» доказал всем, что безвыходных ситуаций не бывает, необходимо только желание и возможности для их преодоления. Для Латвии поход «Валпаса» во льдах Рижского залива, все равно, что поход к Северному Полюсу — в былые времена за это и ордена давали. Будем надеяться, что командование не забудет отметить молодых латвийских моряков, которым еще долго служить Латвии, нести свой флаг на просторах Балтики. Но они всегда будут помнить, что были Первыми!
Александр Волков дает команду — «Все на борт!», и корабль продолжает движение. Темнеет, на верхнем мостике включают два прожектора. Мощные лучи света бегают среди льда, помогая отыскивать проходы. Лед становится все толще. Корабль замедляет ход и останавливается. Выхожу на мостик и смотрю за борт — лед толщиной с метр! Огромные льдины налезли друг на друга и смерзлись в единое целое. «Валпас» дает задний ход, медленно разгоняется и снова врезается в лед, отвоевано еще несколько метров. Движение вперед и назад повторяется много раз. За час прошли корпус. Смотрю на капитана корабля Волкова. Откажется ли он от дальнейших попыток пробиться? Еще не поздно вернуться по каналу, который тянется за «Валпасом». Нет, приказ совершить патрулирование во льдах будет выполнен, корабль выйдет в намеченную точку в указанное время. Совещание на мостике, шеф-механик Сипола рекомендует использовать полную мощность двигателя. Финский капитан тоже кивает — «Да, мы используем полную мощность для прохода трудных участков». Еще раз изучается обстановка на радаре, впереди просматривается участок тонкого льда. Волков командует — «Вперед!» Прожектора светят по курсу впереди. «Валпас» наваливается на лед, корпус дрожит от напряжения, на пульте управления двигателем загорается красная лампочка — «Перегрузка», Петри закрывает ее рукой — «Не смотри сюда, смотри вперед». Корабль медленно начинает движение, ломаются огромные льдины, трещины бегут в стороны от корабля, «Валпас» упорно идет вперед. До тонкого льда остается 100 метров, 50, 20 — вышли!
Еще много раз «Валпас» пробивался во льдах, давал задний ход, снова шел вперед. Особенность «Валпаса» — винт регулируемого шага. Двигатель работает на постоянных оборотах, скорость и направление движения меняются за счет поворота лопастей гребного винта. В 20.00 корабль вышел на открытую воду и продолжил патрулирование. Наверстывая время упущенное во льдах, «Валпас» устремляется на юго-запад.
Справо по борту остается остров Руху. Где-то здесь, на дне Рижского залива лежит канонерская лодка «Сивуч». 19 августа 1915 года «Сивуч» вступил в бой с немецким крейсером «Аугсбург» и тремя эсминцами. Через 20 минут к месту боя подошли два германских линкора «Нассау» и «Позен», и семь миноносцев. Немецкая армада открыла ураганный артиллерийский огонь, миноносцы провели торпедные атаки. «Сивуч» начал тонуть. Тонул, но стрелял! Стреляя, горящий корабль так и ушел на дно, вместе со своим мужественным экипажем. Газеты всего мира назвали тогда «Сивуч», «Балтийским «Варягом». Император Николай II-ой, посмертно наградил 32-х летнего командира корабля, капитана 2-го ранга Петра Ниловича Черкасова орденом Святого Георгия. Балтика хранит много примеров мужества и стойкости моряков всех времен и стран.
В 23.20 «Валпас» отдал якорь рядом с портом Мерсрагс. После напряженного дня экипаж может погреться в сауне, посмотреть телевизор. Условия жизни на борту обеспечивают высокую работоспособность команды. Весь экипаж размещается в одно; двухместных каютах, есть душ, небольшой камбуз. Пищу команда готовит сама, кок на корабле на предусмотрен по штату, а зря — если в море придется гоняться за нарушителем, досматривать и задерживать, то нарушителя конечно, задержат, но команда останется без обеда.
Утром следующего дня «Валпас» снимается с якоря и берет курс на Вентспилс. Слева, в тумане остается маяк Колка. Корабль входит в Ирбенский пролив, самое опасное место для плавания в Балтийском море. На дне Ирбена кораблей лежит больше, чем в любом другом месте Балтики. Только во время последних учений OPEN SPIRIT — 2002 в этом районе было уничтожено 12 мин. Узкий фарватер проходит по середине пролива. Сильный туман закрывает и латвийский берег и эстонский. Звоню по мобильному телефону на Саарему, моему старому знакомому Юрию Митту, владельцу мотеля на полуострове Сырве, где мы отдыхаем каждое лето.
«Привет, Юрий! Нахожусь рядом с тобой, но не могу встретится. Какая у Вас погода?» Митт крайне удивлен, но сразу высказывает мысль, которая витает над Ирбенским проливом уже, наверное тысячу лет — «Вам из Латвии на Саарему надо ездить через пролив, всего 32 километра! Погода сейчас пасмурная, идет небольшой снег. Летом приезжай, натоплю баню, будет эстонское пиво и твоя любимая копченая камбала»
Приеду, тезка, конечно приеду, а пока мы проходим туманный Ирбенский пролив. Снова встречаются ледяные поля, лед не такой толстый, как в северной части Рижского залива, но, в случае изменения ветра, весь лед с севера принесет сюда. «Валпас» обследует ледовую обстановку в Ирбенском проливе и направляется в Вентспилс. Короткая стоянка в Вентспилсе, и снова в море.
«Валпасу» предстоит выполнить еще одно ответственное задание — встретить и проводить в Ригу норвежский военный корабль «Вале». Ночное рандеву происходит в назначенной точке. На море стоит сильный туман, «Вале» идет сзади в миле от «Валпаса», но в бинокль не видно даже огней норвежца. Движение кораблей отслеживается только на радаре. Две светящиеся точки так и двигались вместе всю ночь на экране локатора. Увидеть «Вале» удалось только утром, после захода на Даугаву. На причале Рижского пассажирского порта собрались встречающие, выстроился оркестр. «Валпас» расчистил гавань от плавающих льдин и отошел в сторону. «Вале» подошел к причалу, грянул оркестр и началась торжественная встреча. Норвежский корабль будет передан Латвии и станет самым крупным кораблем Латвийских Морских Сил. «Валпас» выполнил свою миссию, развернулся и ушел к родному причалу в Болдераю. Кораблю выдался нелегкий поход, впереди у морских пограничников Латвии еще много морских миль трудной и ответственной работы.
Юрий и Сергей Мелконовы благодарят экипаж «Валпаса» за гостеприимство и содействие на борту корабля.
Редакция журнала «Mūsu rajons» выражает благодарность руководителю службы прессы и общественных отношений Главного Управления Пограничной охраны Латвии Даце Удре за помощь в подготовке публикаци.