Пушки Курляндского берега
Статьи по Теме
Самый интерестный район размещения береговой артиллерии в Латвии — это побережье Ирбенского пролива в районе Лужня — Лиелирбе. Оборона Ирбена всегда строилась с двух берегов — как с эстонского так и с латвийского. Информации о курляндских батареях очень мало.
Первый район расположения батарей — это поселок Лужня, бывший Люзепорт.
Здесь в устье реки Лужня в 1940 году была построена береговая батарея состоявшая из четырех 130-мм орудий. Проект строительства батареи в точности повторяет батареи №26 и №44 на острове Даго (Хийумаа). Такие же мощные бетонные позиции для артустановок Б-13, развитая инфраструктура, даже есть бетонная дальномерная вышка, удобный жилой городок. Сведений о боевых действиях батареи Лужни в 1941 году пока отсутсвуют. В 1945 году на Лужне снова разместились береговые артиллеристы. На вооружение поступили 130-мм передвижные артустановки на мехтяге СМ-4. Для позиций оборудовали простые земляные укрытия, куда пушки выдвигались по боевой тревоге. После 1958 года артиллерийские орудия сняли с вооружения и на Лужне появились береговые ракеты. Интерестно, что для оборудования позиций ракет были использованы основания двух из четырех орудийных двориков батареи 1940 года. Ракетная бригада просуществовала до 1993 года и ушла с курляндского берега последней. Городок и имущество в целости и сохранности был передан местным властям. Сегодня все, естественно, растащено, городок стоит брошенный и разваливается. Сооружения батареи 1940 года в лесу сохранились. Все-таки строили основательно. Можно пройти по бетонным погребам и ощутить мощь, когда-то грозных сооружений.
Второй район береговых батарей курляндского берега — это район Лиелирбе.
Первые батареи появились здесь перед Первой Мировой войной. Справа от Михайловского маяка (сейчас маяк Микельторнис) был основан форт Михайловский. Форт состоял из четырехорудийной батареи 152-мм орудий типа Кане и военного городка, где была построена казарма для личного состава и дом для офицерских семей.
Михайловская батарея просуществовала до лета 1915 года, после чего она была захвачена германскими войсками при наступлении Неманской армии в Курляндии. Как ни странно, но орудия Кане простояли на своих местах до 1945 года, когда с приходом Красной Армии батарея была быстро восстановлена и включена в систему обороны Ирбенского пролива. Форт Михайловский стал называться поселок Краснофлотская. В 1950 году здесь было начато строительство самой современной, по тем временам, батареи №456. Два строительных батальона возводили мощные бетонные сооружения. Позиция вступила в строй в начале 1953 года. Батарея состояла из четырех артблоков, где размещались новейшие 152-мм береговые артустановки МУ-2, командного пункта и инженерной позиции с дальномерной вышкой и дизель- генераторной. Для управления стрельбой была смонтирована система «Москва», совмещенная с радиолокационной наводкой. В жилом поселке были построены также два дополнительных дома, котельная и другие обьекты.. Боевую службу 456-я батарея несла, вероятно, до середины 70-х годов. После этого пушки поставили на длительное хранение, а на Краснофлотской разместили зенитно-ракетный дивизион. На берегу моря, в дюнной зоне построили из фундаментных блоков стандартные укрытия для зенитных ракет и заступили на боевое дежурство. Так дежурили до начала 90-х. В 1993 году Советская Армия ушла, бросив все имущество на произвол судьбы, забрав только ракеты и боезапас. Какое-то время поселок номинально охранялся латвийскими земессаргами (охрана края), но затем и они изчезли. Все это время в лесу стояла тщательно законсервированная береговая батарея. Тонны смазки покрывали орудия, приборы и вообще все, вплоть до деревянных тумбочек. Со временем искатели металлов пришли и сюда. Первыми исчезли провода и цветные металлы, затем добрались и до пушек. Весной 1996 года, при попустительстве местных властей, четыре 152-миллиметровых орудия были порезаны на металлолом. Сварщик, который резал пушки, рассказывал мне, что пушечная смазка плавилась и текла, как слезы. В итоге 200 тонн высоколегированной стали исчезли в печах завода «Лиепаяс металургс». Это были последние береговые орудия на всем Балтийском побережье от Санкт- Петербурга до Клайпеды. Ни одной пушки не осталось и на Моонзундских островах Эстонии. С директорами музеев Сааремаа, Хийумаа, Риги иТаллина мы обсуждали вопрос, где можно найти хотя бы одну пушку, чтобы поставить ее для туристов, как это делают это во всем мире от Гибралтара до любого портового города. Подсказал я им одно место на дне Рижского залива, там три орудия должны лежать в затопленной барже. Может быть достанут.
Но бетонные сооружения 456-й батареи и сегодня стоят в лесу, на берегу Ирбена. Их трудно найти, все заросло деревьями и кустарником. Имущество все уже растащено, лазить по подземельям без соответствующей подготовки достаточно опасно, но для истинных ценителей военно-инженерного искусства и военной истории это последнее творение сталинской эпохи представляет настоящий интерес.
Противокатерная батарея.
В устье реки Ирбе в 50-е годы стояла батарея, состоявшая их 4-ех 100-мм орудий. Батарея предназначалась для борьбы с катерами и скоростными кораблями противника. Скорострельные 100-мм артустановки Б-24 позволяли делать 10-12 выстрелов в минуту. Пушки были установлены на простые бревенчатые основания. В настоящее время позиции не сохранились.