Моонская батарея
Статьи по Теме
Паром «Vardo» причалил к пристани Лейси в восемь вечера. Поездка по ночному, осеннему острову Сааремаа особого удовольствия не представляет. Темный лес слева и справа от дороги, лихорадочный поиск указателей, стараемся скорее выехать на шоссе Курессааре-Куйвасту. Наконец, шоссе найдено и машина мчится по направлению к Ориссаарской дамбе.
Дамба — это дорога в море. Строить дамбу начали в 70-х годах позапрошлого века и закончили в 1896 году. Дорога получилась добротной и надежной, но жители острова Моон (Муху) лишились своего главного заработка — перевозить на лодках, через пролив, Государеву почту. Вспоминаю, как мы ехали по Орисссарской дамбе 45 лет назад. Отца перевели служить на Северный флот и наша семья уезжала с Сааремаа осенью 1958 года. Грузовик ГАЗ-51 медленно ехал по узкой дороге, сложенной из больших камней. Слева и справа набегали морские волны. Через каждые 800 метров, на дамбе были устроены островки, чтобы могли разъехаться встречные машины. Сегодня дамба расширена, построено отличное шоссе, можно и не заметить, что едешь по морю. Единственное, что следует не забывать водителю, это следить за скоростью. На выезде с дамбы часто стоят эстонские полицейские и строго следят за скоростным режимом — 90км/час.
Вообще, когда едешь путешествовать на Сааремаа, остров Муху на машине проскакиваешь за 15 минут. Но здесь всегда стоит остановиться. Остров Муху совершенно своеобразный уголок эстонской природы и фольклера. Только тут можно купить хлеб, выпеченный из муки, смолотой на настоящей ветряной мельнице. На острове есть этнографический музей, рассказывающий о многовековых традициях и быте жителей Муху. И, конечно, самое интерестное, здесь сохранился дом и усадьба, где жил известный эстонский писатель Юхан Смуул.
Ноябрь не лучшее время для путешествий по маленьким островам, уже не так просто устроиться на ночлег. Как всегда, в таких трудных случаях, звоню Юрию Митту, самому известному владельцу кемпинга на Сырве. Юрий быстро понимает нашу ночную ситуацию и просит перезвонить через несколько минут. Звоню.
- Езжайте в местечко Когува, там вас встретит хорошая женщина Майя, у нее и переночуете — сообщает Митт.
В кромешной темноте, среди бесконечных каменных заборов появляется огонек фонарика. Майя встречает нас и проводит в дом. После холодной осенней ночи мы попадаем в удивительное домашнее тепло и уют. Хороший ужин, горячая печь — умеют на Муху встретить гостя! В доме много книг, мы беседуем о Юхане Смууле, Майя его родственница и много может рассказать о творчестве писателя. Спрашиваю о главной цели нашего путешествия, батареях на южной стороне острова. Хозяйка приносит старую карту и подробно объясняет, как добраться до позиций.
Береговая оборона острова Моон, времен Первой Мировой войны, изучена чрезвычайно мало. За время моих исследований, я встречал только небольшие сообщения об этих батареях. Практически нет фотографий моонских пушек, более того, не ясно сохранились ли эти позиции. А позиции были чрезвычайно важные. Батареи острова Моон, вместе с батареей порта Вирсту, защищали вход в Моонзундский пролив, обороняли пристань Куйваст, где находился маневренный пункт базирования Морских сил Рижского залива. Около южного входа в Моонзунд располагались несколько минных полей, которые вместе с береговой артиллерией образовывали небольшую, оборонительную минно-артиллерийскую позицию. Свое минное поле у входа в пролив выставили и немцы. Надо сказать, что этот район Рижского залива всегда мало использовался для коммерческого судоходства, поэтому послевоенные тральные работы здесь проводились не столь интенсивно, как на главных судоходных путях. Знакомые яхтсмены рассказывали мне, что у входа в Моонзунд эхолоты показывают мины, стоящие на якоре. Нонсенс сегодняшнего дня: мина стоящая в боевом положении на Балтике! Вот где надо проводить учения OPEN SPIRIT, а не вылизывать десятки раз Ирбенский фарватер.
Рано утром прощаемся с гостеприимным домом и устремляемся по направлению к пристани Куйвасту. Рядом с пристанью вправо уходит разбитая колея, которая, метров через сто, переходит в совершенно необычную дорогу из булыжных камней. Ровное и прочное дорожное полотно, обсаженное высокими кустами можжевельника — творение русских военных инженеров и эстонских рабочих 1914 года! Это единственная крепостная дорога начала ХХ-го века, наиболее полно сохранившаяся на Моонзундских островах. Одно, что надо учитывать сегодняшним путешественникам, это профиль дороги. Выполненный с уклонами для стока воды, каменный бугор посредине дороги, разбивает у современных низкоседящих автомобилей три, четыре картера в год. Через два километра военной дороги справа появляется синяя табличка «Voi». Деревня Вой — именно здесь в 1914 году начали строить береговую батарею. По этой дороге тащили 29-ти тонные стволы обуховских пушек и станки Дурляхера. Здесь скрипели телеги, на которых крестьяне везли камни для строительства, строем проходили команды береговых артиллеристов.
Впереди появляется единственный в этом районе дом, рядом с которым тарахтит трактор «Беларусь». Вероятно, предстоит встреча и с единственным жителем деревни Вой. Водитель слезает с трактора, знакомимся.
- Алви Тоом. Здесь я хозяин. Батареи расположены на моей земле, можем проехать посмотреть,- охотно сообщает островитянин.
-Неужели сохранились позиции?- с надеждой интересуюсь я.
-Сами увидите! — отвечает, довольный международным вниманием Тоом.
Проезжаем вперед с полкилометра. Есть первая позиция! Гладкий бетон 90-летней выдержки, огромный котлован, заросший деревьями и кустарником. Спускаемся вниз — так и есть — из травы торчат черные болты. Здесь стояли десятидюймовки острова Моон, батарея №32 — Моонская батарея. В различных источниках я встречал разные данные о количестве орудий на батарее, четыре или пять. Теперь можно сказать точно — пять орудий калибра 254-мм (10 дюймов) составляли 32-ю батарею. Пять хорошо сохранившихся позиций стоят в одну линию на южной оконечности острова Муху и обращены фронтом на юго-восток, к входу в пролив Моонзунд. При отступлении русских войск с Моонзундских островов в октябре 1917 года, орудия и все оборудование батареи было взорвано.
-На строительстве работало более 600 человек. Лопатами копали котлованы, собирали и возили камень, месили бетон. Щебенку для бетона делали вручную, — рассказывает Тоом.
Вот и ответ на многие вопросы — никаких камнедробилок в то время не было. Камни разбивали кувалдой, вручную просеивали щебень на фракции. Рабочих хватало, крестьяне на строительство приходили с островов и приезжали с материка. Платили хорошо, через два месяца можно было купить лошадь.
После Первой Мировой войны, в 30-е годы, орудия, механизмы до последнего винтика демонтировали и увезли в Таллинн. Там собирали все пушки с островов и строили оборону столицы Эстонии.
- Где-то здесь, рядом, должна быть вторая батарея Первой Мировой войны, №36, четыре пушки Кане, — спрашиваю Тоома.
- Есть батарея, вернее была, там ничего не сохранилось. На месте позиций в 60-е годы колхоз построил силосную яму, — ответил Тоом.
Что же, это в стиле строителей коммунизма — сломать все, что построили до них.
- В 1941 году здесь была расположена батарея №6, три орудия калибром 100 мм, можно ли ее увидеть, — спрашиваю Тоома.
- Вон она, ближе к берегу. Если есть время, пройдемте посмотрим, — приглашает Тоом.
Времени, вообще-то мало, хотим успеть на ближайший паром, но соблазн увидеть то, что еще никто не видел, преобладает. Спускаемся по каменистому полю к позициям 6-й батареи. Круглые орудийные дворики, укрытия из крупных камней, все очень просто и рационально.
- Батарею построили в 1940-м году, очень быстро. Дорогу строить было не надо, да и матросы жили в наших домах в деревне. В сентябре 1941-го года на Муху были сильные бои. Немцы штурмовали Моонзунд, сюда стреляла их артиллерия с Виртсу и все время бомбили самолеты. Русские матросы взорвали пушки и ушли на Сааремаа. Потом пришли немцы. Мы были маленькими детьми, ходили в школу. После школы часто бегали на позиции русской батареи. Одна пушка была почти целая, можно было залезть на ствол и если крутить механизм горизонтальной наводки, пушка поворачивалась. Дети всегда любят кататься на карусели, такая была карусель нашего военного детства. После войны, в начале 60-х годов, сюда приехал один человек, сказал, что он был командиром 6-й батареи. Когда они отступали, он спрятал здесь железный ящик с документами батареи. Полазил и нашел ящик, там были важные документы, протоколы партийных собраний, — неторопливо рассказывает Тоом.
Да, правильно мыслил комбат 6-й батареи, когда искал надежное место, чтобы закопать ценный ящик. Он спрятал его в таком месте, которое не изменится и будет стоять на Муху еще много десятков лет — он закопал ящик на старой позиции 32-й батареи, Моонской батарее.
Прощаемся с Алви, дарю ему книгу «Батареи Моонзунда», вообщем-то, он сам и есть живая история этих самых батарей. Мчимся на пристань Куйвасту и с ходу заезжаем на паром «Regula», впереди порт Виртсу , батарея №33, но это следующий рассказ.
Юрий Мелконов, январь 2004 года, Рига
Фото Сергей Мелконов