Небольшое путешествие в Курземе
Статьи по Теме
Каждый год общество ливов отмечает свой день в Мазирбе на берегу Ирбенского пролива. От нашей батареи на Краснофлотской до Мазирбе — километров тридцать. Солидные дяди и тети в национальных костюмах плясали на празднике ливов, но для меня они всегда оставались мальчишками и девчонками, с которыми мы вместе бегали босиком на хуторе Капас в начале 50-х годов.
Путешествие в Курземе началось с визита в Вентспилс. Самый крупный порт Курземе отмечал дни города. Городские власти много сделали для организации мероприятий праздника. Затем мы отправились в Мазирбе — столицу народа ливов. Асфальтовое шоссе идет только до Лужни (30 км от Вентспилса), дальше грунтовая дорога. Пыль и тряска явно не способствуют развитию туризма на Курземском побережье. Проехав 30 км по грунтовке, и потеряв важную деталь от машины, мы приехали в Мазирбе.
Официально в Латвии национальность «лив» указывают в паспорте около 300 человек. Древний народ ливов живет на берегу Ирбена многие тысячи лет. Сегодня ливы сохраняют свой язык, народные обычаи, песни и танцы. В ливском языке много эстонских слов, поэтому на праздник приехали гости из Эстонии. Были гости из Финляндии, Швеции, Норвегии и других скандинавских стран. У ливов есть свой флаг и местные жители вывешивают его на домах по праздникам. На ливском берегу я встретил много знакомых, с которыми дружили в детстве и тех, с кем познакомился недавно, изучая историю Курляндского берега.
Рассказ Сильвии: — В начале 50-х годов мы жили на хуторе Капас. Я была маленькой девочкой и однажды сильно заболела. Спасти меня могли только антибиотики, но на хуторе их не было, они были только у военных. И вдруг к нам домой пришел матрос с батареи на Лужне и принес несколько ампул пеницилина, которые он попросил в санчасти. Это и спасло мне жизнь. Я помню, что матрос был эстонец.
Автор спрашивал об этом эпизоде у матросов-ветеранов 456-й батареи. Они говорят, что матрос-эстонец был только один и служил он на батарее 100-мм орудий в устье Ирбе. Местный житель, который живет сегодня на Краснофлотской, рассказывал, что в 2005 году на Краснофлотскую (456-я батарея) приезжал один человек из Эстонии и говорил, что его отец служил здесь в начале 50-х годов. Обращаюсь к энтузиастам военной истории из Эстонии, как-бы найти бы этого матроса-эстонца.
Инспекционная поездка по берегу Ирбенского пролива продолжилась посещением пограничной заставы в устье реки Ирбе и 456-й батареи. Погранзастава заброшена и продолжает разрушаться. Стены казарм еще сохранились, но явно доживают последние дни. Визит в военный городок 456-й батареи открыл удручающее зрелище — вандалы сожгли казарму, построенную в 1939-40 годах. Мародеры дорезают последние килограммы металла на позициях орудий, скоро там вообще не останется ни одной железки.
Лучшее впечатление (условно) произвел военный городок на Лужне. Несмотря на огромные разрушения деревянных строений и расстаскивания по кирпичику котельной, в целом городок на месте и казарму еще не сожгли. Вопрос заботы о памятниках военной истории, актуален для Латвии. Пока дело сохранения истории держится на энтузиастах и примером такого энтузиазма может быть частный военный музей в Занте.
Владелец музея Илгварс Бруцис много лет работал в милиции. После тяжелого ранения ушел на пенсию и посвятил себя истории Курземской крепости, тех мест, где гремели жестокие бои в Первую и во Вторую мировые войны. В музее собрано огромное количество экспонатов, многие из которых уникальны. Экспозиция музея систематизирована по эпохам и армиям, что делает честь создателю коллекции.
Будем надеяться, что труд энтузиастов не пропадет в трудное время сегодняшних забот, найдет поддержку государства и экскурсии школьников позволят им лучше узнать и понять историю родного края.
Юрий Мелконов
Курземе, август 2006 года
Фото Сергей Мелконов