Конференция Baltic Fort Route
Статьи по Теме
В Европе не надо никому объяснять, зачем нужно сохранять старинные форты. Крепости и форты — это часть европейской культуры. Они стоят на границах Бельгии, Франции, Германии, Польши, Австрии, Голландии и многих других стран. Миллионы туристов посещают замки, крепости и форты, которые когда-то были оплотом силы и мощи королей. Бюджеты тысяч самоуправлений формируются за счет туризма бывших военных объектов. Есть люди, которые изучают историю крепостей и фортов, работают в музеях и университетах, разыскивают новые факты и старые укрепления, заботятся о сохранении окружающей природы. Такие люди встретились 20 — 23 марта 2007 года в Каунасе, где прошла очередная научная конференция Европейской организации Baltic Fort Route.
Место встречи — Каунас
Старинный город Каунас уже не первый раз становится местом проведения встреч фортификаторов разных стран. Здесь расположена знаменитая Ковенская крепость, а музей IX форта известен во всем мире. Достижения литовских исследователей в области изучения и сохранения фортификационного наследия получили широкое признание в европейских организациях.
Работа конференции International Scientific Conference «Research, protection, reconstruction and rehabilitation of fortresses» проходила в стенах Каунасского университета. В заседаниях приняли участие представители каунасской городской администрации, литовских министерств и ведомств, ученые и специалисты из многих европейских стран. Темы докладов звучали самые разные: опыт реставрации памятников истории, опыт создания туристических центров на базе фортов и крепостей, решение вопросов сохранения окружающей среды — что первично, что вторично — монумент или природа, опыт государственных и европейских программ по реструктуризации оборонительных сооружений, превращение их в туристические комплексы. Очень интересный доклад прочитали литовские ученые о защите летучих мышей (занесены в Красную Книгу), обитающих в Каунасских фортах.
От Латвии с докладом на тему «Береговые крепости Латвии» выступил Юрий Мелконов. Выступление было воспринято с большим интересом, как сказал один из руководителей конференции: — Это то, чего нам не хватает!
Устремления европейцев понятны — роль активного отдыха в современном обществе постоянно возрастает и становится частью гигантской индустрии туризма. В этой связи старинные крепости и форты как нельзя лучше вписываются в идеологию развития регионов.
Что делать?
В Европе сложилась вполне стандартная технология использования бывших военных объектов для туризма. Можно выделить главные направления такой деятельности:
- Реставрация и сохранения объектов в той или иной мере, где до мельчайших деталей, где просто до тропинок вдоль развалин стен и казематов.
- Присвоение объекту статуса памятника истории и архитектуры местного или государственного значения.
- Устройство музеев с экспозицией исторических периодов и местного материала, организация экскурсий, туристских маршрутов.
- Решение вопросов охраны окружающей среды, охрана природы.
- Магазины сувениров, книг, буклетов и сопутствующих товаров (Museum Shop).
- Кафе, рестораны, предприятия общественного питания.
- Гостиницы, кемпинги, автостоянки, транспортная инфраструктура.
- Проведение конференций, встреч, симпозиумов, бизнес и культурных контактов.
- Работа научно-методических центров, университетов, архивов.
- Работа военно-исторических обществ, устройство исторических реконструкций и демонстраций.
- Информационное обеспечение деятельности туристического центра, интернет, буклеты, каталоги, брошюры, книги, периодические издания, пресса, ТВ.
- Проведение фестивалей, турниров, театральных представлений и др.
Сколько стоит форт?
Вопросы собственности исторических объектов в разных странах решаются по разному, но в основном владелец земли и крепости почти всегда государство или местное самоуправление. Реконструкцию объекта и его содержание чаще всего осуществляет государство. Частный владелец заинтересован только в собственности земли, исторический объект, требующий огромных средств на реконструкцию, его никогда не интересует.
Например, форт Нельсон в Портсмуте (Великобритания), после оставления его армией в 1958 году и разграбления вандалами в последующие годы (вандалы есть везде, просто есть разница, как к ним относятся местные власти), был продан армией за 50000 фунтов муниципалитету Портсмута. Местные власти вложили два миллиона фунтов в реконструкцию, теперь здесь музей Королевской береговой артиллерии и один из популярнейших мест посещения туристов. При музее работает Военно-историческое общество, которое регулярно устраивает исторические демонстрации со стрельбой. На орудийном грохоте тоже можно зарабатывать, рекламный буклетик музея гласит: — Самый громкий музей Великобритании!
В ряде случаев владельцами объектов являются вооруженные силы государства. Они используют форт для своих целей и обеспечивают ограниченный режим посещения объекта или создают полную его закрытость (обычно в тех случаях, когда на объекте хранится реальный боезапас). Например, в Финляндии ряд русских береговых батарей находится в состоянии мобилизационной готовности, обслуживаются волонтерами, но открыты для посещения специалистов и организованных туристических групп. Коммерческой деятельностью армия не занимается.
Экономические основы реконструкции и эксплуатации исторических памятников строятся на пополнении бюджетов самоуправлений за счет увеличения налоговых поступлений от транспорта, отелей, магазинов и т.д. Содержать и реконструировать исторический объект за счет продажи билетов на входе — не реально. В некоторых странах, например, в Великобритании, посещение музеев бесплатно.
Государство вкладывает — государство получает. Частные фирмы оказывают услуги. Простая и понятная система. Для примера, Голландия выделяет на реконструкцию линии фортов (Water Line) около 320 млн. евро в течение трех лет. Следует заметить, что в Европе существует острый дефицит на крупные инвестиционные проекты и реконструкция старинных фортов и крепостей представляет прекрасные возможности вложения средств. Главное строить ничего не надо, все уже построено до них, а денег можно списать огромное количество.
Форт Красная Горка — быть или не быть?
На конференции в Каунасе широко обсуждался вопрос о событиях, разворачивающихся вокруг форта Красная Горка под Санкт-Петербургом. Легендарный форт, построенный в 1915 году, представляет собой уникальный образец русской фортификации времен Первой Мировой войны. Красная Горка сыграла ключевую роль в обороне Ленинграда во Вторую Мировую войну.
Сегодня поступила информация о том, что на территории форта предполагается возвести дачный поселок, а уникальные железнодорожные артиллерийские транспортеры ТМ-3-12 и ТМ-1-180 передать в частный музей под Москвой.
Форт Красная Горка широко известен в европейских научных кругах и его дальнейшая судьба не безразлична прогрессивной международной общественности. Прежде всего настораживает отсутствие официальной информации о планах реконструкции исторического объекта, принятие решений о дальнейшей судьбе уникального комплекса европейского значения без консультаций со специалистами и без стадии общественного обсуждения. В кулуарах конференции высказывалось мнение, что российские власти смогут сохранить исторический объект — форт Красная Горка.
Остров Эрэ — Open!
Положительным примером отношения властей к памятникам истории являтся решение финских военных открыть с 2007 года доступ на остров Эрэ организованным туристическим группам. На Эре расположены три русские береговые батареи времен Первой Мировой войны. Сегодня на острове сохранились две 305-мм открытые береговые артустановки, такие же, какие стояли на мысе Церель в 1917 году. Сохранились и 152-мм орудия типа Канэ, модернизированные для нужд современной береговой обороны.
Несомненно, одним из факторов, повлиявших на решение сделать остров доступным для туристов, стал визит на Эрэ, по приглашению финского военно-морского флота в августе 2004 года, писателя, историка береговой артиллерии Балтики Юрия Мелконова. Остров Эрэ — полностью закрытая военная территория, куда 90 лет не ступала нога иностранца. Репортаж о визите с фотографиями Сергея Мелконова был размещен на сайте www.melkon.lv и опубликован в книге «Пушки Курляндского берега». Автор получил множество откликов на публикацию из многих стран Европы, России, США. Вероятно, обращения с просьбой разрешить посещение острова получило и финское командование. Данный пример говорит о том, что сотрудничество военных историков есть часть многопланового международного сотрудничества.
Свой среди своих
В целом впечатления от конференции очень хорошие. Состояние такое, что ты находишься среди своих, таких же, как ты, увлеченных, заинтересованных людей. Мы разговариваем на одном фортификационном языке (хотя вся работа конференции проходила на английском и доклады все читались на английском, без всяких переводов), нам все понятно, также и они нас понимают. Они изучают ту же сферу, что и мы, такие же форты и крепости, созданные военными инженерами в разные века и в разных странах. Приятно находить много общего в конструкции фортов, примеры одинакового подхода к решению оборонительных проблем. Если на флоте мы говорим о постоянной борьбе снаряда и брони, то здесь речь идет о борьбе снаряда с бетоном и системой огневой защиты. Очень полезны контакты с коллегами и специалистами из других стран.
Большая заслуга в организации и проведении конференции принадлежит доктору Хансу-Рудольфу Нойману из Германии и его коллегам из Хумбольдского университета в Берлине, литовским ученым и исследователям из Каунаса: профессору Кестутису Залецкису, доктору Валдасу Ракутису, историку Владимиру Орлову.
Для любой сферы деятельности международные контакты очень полезны, расширяют кругозор, создают предпосылки для новых проектов, способствуют взаимопониманию между людьми и странами.
Юрий Мелконов
Литва, Каунас, март 2007 года
Фото Андрис Дзенис