Учебные полёты и не только

melkon
Автор melkon Июль 17, 2011 00:00

Учебные полёты и не только

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Ночью шёл дождь. Тяжёлые капли всю ночь барабанили по стеклу. При такой погоде намеченные на 12 июля полёты самолётов могли и не состояться. Утром дождь прекратился, к 10 часам выглянуло солнце, а к обеду в небе ходили только редкие облака, и видимость над учебным полем в Адажи была, как говорят лётчики, «миллион на миллион».

На полигоне Адажи в период с 11 по 13 июля проходили очередные тренировочные упражнения военно-воздушных сил НАТО «Baltic Region Training Event» (BRTE IX)», которые организовал Штаб Командования Воздушными силами НАТО в Рамштейне (Германия). Главной целью учений была подготовка передовых авиационных наводчиков (воздушных контролёров).

Воздушный контролёр

Следует заметить, как последовательно и тщательно натовцы готовят специалистов наведения и корректировки огня самолётов для непосредственной поддержки войск. Учения ВВС – не самое дешёвое занятие, но для обучения наводчиков средства находят всегда. Методика обучения предусматривает совместные тренировки военных специалистов из Латвии, Литвы и Эстонии. В последних упражнениях уже принимали участие и авианаводчики из Польши. Передовой страной в обучении этой военной специальности является Латвия. Латыши первыми освоили систему подготовки передовых авианаводчиков, переняв опыт и знания от инструкторов Национальной гвардии штата Мичиган в США. Сегодня латвийские инструкторы обучают воздушных контролёров из Эстонии, Литвы и Польши. Поскольку польские военные прибыли на подобные учения впервые, для них служба общественных отношений латвийских НВС организовала экскурсию по Старой Риге.

Английское название воздушных контролёров – Forward Air Controller (FAC), американское – Joint Terminal Attack Controller, российское название – передовой авиационный наводчик.

В современных боевых действиях роль передового авиационного наводчика постоянно возрастает. Авиационная поддержка всё больше становится основным видом взаимодействия с наземными силами, проводящими миротворческие операции в отрыве от своих баз, на больших территориях. Надо сказать, что даже в латвийском варианте обучения воздушные контролёры тренируются указывать координаты целей и координировать огонь для самолётов и вертолётов, а также для наземной артиллерии.

Стычка с противником

Сценарий сегодняшних учений тоже был основан на реальных событиях, которые могли происходить в Афганистане или в других районах операций миротворческих сил.

«…Только что в 50-и метрах от третьей машины взорвалось самодельное взрывное устройство». «Стычка с противником. Стычка с противником. Запрашиваем незамедлительную демонстрацию силы в направлении с севера на юг! Понятно?»

Такие переговоры по рации 12-го июля 2011-го года можно было услышать на Адажском полигоне. Воздушную поддержку обеспечивали реактивные самолёты L-39 Albatross Литовских Воздушных сил. День 11 июля был посвящён теоретическим занятиям.

Из официального пресс-релиза:

Главный старший сержант Воздушных сил США в Европе Джей Лемлей (Jay Lemley) и Главный старший сержант Воздушных сил Германии Мартин Литтнер (Martin Littner) из Штаба Командования Воздушными силами НАТО в Рамштейне провели курс теоретического обучения для групп контролёров воздушной поддержки, чтобы подготовить их к практическим упражнениям.

«На этом этапе обучения участники курса получат первое представление о задачах упражнения, и мы им разъясним, как использовать радиопередатчик дистанционного управления с видеофункциями «ROVER». С помощью этой экипировки ситуацию на земле можно транслировать пилотам самолётов, чтобы они могли ясно видеть цель»,– говорит главный старший сержант Лемлей.

BRTE IX состояли из двух фаз. 12-го июля, утром, прошло учебное упражнение контролёров воздушной поддержки, в котором были задействованы контролёры воздушной поддержки, находящиеся на земле, и самолёты НАТО – в воздухе.

«Самое важное для контролёров – это развитие навыков и освоение «ROVER». В сотрудничестве с Отделом возможностей контролёров воздушной поддержки Штаба Командования Воздушными силами НАТО в Рамштейне принимающая сторона разрабатывает реалистичный сценарий, приемлемый для самолётов стран-участниц, а также соответствующий особенностям территории и требованиям контролёров воздушной поддержки», – указывает Главный старший сержант Литтнер.

Вторая фаза BRTE IX, включающая использование средств быстрого реагирования, применяемых при патрулировании воздушного пространства, прошла 12-го июля, в послеобеденное время. Французские „Mirage 2000”, дислоцирующиеся в данный момент на аэродроме в Шауляе, совместно с литовскими реактивными самолётами L-39 выполняли упражнения по предоставлению воздушной поддержки и по уходу на другой аэродром.

BRTE IX продолжает демонстрировать солидарность, партнёрство и целостность Альянса.

BRTE, которые проходят, начиная с 2008-го года, и обеспечивают штабные и контрольные упражнения для Воздушных сил Альянса, в очередной раз засвидетельствовали солидарность НАТО с Эстонией, Латвией и Литвой. Эти тренировочные полёты наглядно демонстрируют, как НАТО обеспечивает безопасность в своём воздушном пространстве. «На сей раз в ходе учений ударение будет поставлено на интеграцию Воздушных и Сухопутных сил, что имеет большое значение в рамках любой совместной компании», – указывает Заместитель начальника Оперативного штаба Командования Воздушными силами при Штаб-квартире НАТО в Рамштейне итальянский бригадный генерал Джанни Барон (Gianni Baron).

BRTE проводится в соответствии со стандартами Международной Организации гражданской авиации. Контроль над воздушным пространством и оповещение о проводимых тренировочных полётах осуществляет Объединённый центр воздушных операций в Уедема, в Германии, и Балтийский Объединённый центр контроля и оповещения в Кармелава, в Литве.

Жаркий день на полигоне

Жаркий день в середине лета лучше провести на полигоне. Как и в прошлом году, наблюдать за демонстрацией авиационного упражнения можно было с Французского кургана на полигоне Адажи.

Офицеры штабов, командование ВВС, Земессардзе и других видов вооружённых сил собрались на смотровой площадке кургана. Прибыли военные атташе и представители СМИ. На учениях присутствовал министр обороны ЛР Артис Пабрикс.

Литовские, эстонские и латвийские воздушные контролёры расположились прямо перед смотровой площадкой, развернув свои радиостанции, лазерные дальномеры и требуемый по программе обучения «радиопередатчик дистанционного управления с видеофункциями ROVER».

Надо заметить, что одновременно с упражнениями по подготовке авианаводчиков, занятия на полигоне проводили операторы пусковух установок зенитных ракет RBS-70 дивизиона противовоздушной обороны Авиационной базы воздушных сил Латвии. Подготовка операторов ПУ ЗР RBS-70 представляет собой довольно сложный процесс и каждая возможность потренироваться по обнаружению и сопровождению реальных воздушных целей используется командованием дивизиона.

Пушка Грязева и Шипунова

Пара литовских «Альбатросов» L-39 появилась высоко в небе над полигоном ровно в 14. 30 и приступила к баражированию над полем боя. Самолёты кружили над полем боя, а переговоры с пилотами вели воздушные контролёры, сообщая лётчикам координаты и характеристики наземных целей. Целеуказание поочерёдно проводили латвийские, литовские и эстонские авианаводчики. После тренировки проведения переговоров пара «Альбатросов» резко пошла на снижение и с высоты около 300 метров атаковала мишени на полигоне. Самолёт открывает огонь по целям из бортового оружия. «Альбатрос» L-39 несёт под фюзеляжем двуствольную авиационную пушку ГШ-23 калибром 23 мм.

Пушка ГШ-23 была разработана под руководством главного конструктора В. Грязева и начальника отдела А. Шипунова под патроны к пушке АМ-23 калибра 23х115 мм. Конструктивно ГШ-23 выполнена по схеме двуствольной пушки Гаста.Пушка была разработана в ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) и поступила на вооружение в 1965 году. Производством пушки ГШ-23 занимается завод имени В.А. Дегтярёва в городе Коврове.

Дальность эффективной стрельбы составляет 2 км. Пушка характеризуется высоким темпом стрельбы – от 2500 до 4000 выстрелов в минуту. Скорость снаряда до 1000 м/сек. Боекомплект – 150 снарядов. Отсекатель очередей – 30 патронов. Пушка ГШ-23 может применяться в подвесных контейнерах УПК-23-250, СППУ-22.

Во время атаки самолёт производил очень короткую очередь — 30 снарядов. Фонтанчики сухой земли вздымались возле мишеней. Авиационная атака очень скоротечна, поэтому скорострельность авиационного оружия высокая — за короткий момент времени нужно выпустить как можно больше боеприпасов по цели. Следующим заходом «Альбатросы» имитировали сброс бомб над целью. Самолёты заходили на цель слева и справа, парой и по одному, для обстрела из пушек и для бомбометания. Летали в небе над Адажским полигоном литовские L-39 почти целый час.

В завершении учений официальные лица ответили на вопросы журналистов. Министр обороны Артис Пабрис отметил, что в учениях участвовали три балтийские страны, которые показали свою солидарность и также то, что они обладают отличными специалистами в этой области. По поводу присутствия в Афганистане Пабрикс отметил, что латвийские военнослужащие будут там нести службу, по крайней мере, до 2014 года, потом будут приняты общие решения объединёнными нациями.

Последним аккордом над Адажским полигоном стало демонстрация «Show Force – Покажи силу» – два самолёта L-39 прошли над смотровой площадкой на высоте 100 метров.

По следу нарушителя Руста

Неожиданно воздушные учения нашли себе вполне реальное боевое воплощение. Военные службы слежения обнаружили в воздушном пространстве Латвии четыре малых летательных аппарата типа «ultralight». Самолёты не отзывались на попытки установить с ними связь, и было принято решение поднять на перехват дежурный истребитель НАТО с авиабазы Зокняй под Шауляем в Литве. Французский перехватчик «Mirage-2000» сблизился с самолётами-нарушителями и принудил их к посадке на аэродром «Адажи».

Пилоты маломерных самолётов, приземлившихся под Ригой на аэродроме «Адажи» в сопровождении натовского истребителя, были перепуганы и не могли понять, в чём их вина.

На самом деле, этот случай показал различие в правилах, действующих в Латвии и в остальных европейских странах. Латвия является единственной страной в Европе, в которой следует заранее согласовывать план полёта.

«Так как во всей Европе не надо согласовывать планы полётов, что является правилом Латвийского агентства гражданской авиации, самолёты этого не сделали, так как не знали этого правила. Воздушные силы начали следить за ними ещё в Литве, смотря, куда они направляются», – рассказала представитель аэродрома «Адажи» Илзе Крукле.

Лётчики путешествовали по Европе. Сверхлёгкие самолёты, в которых помещаются два человека, вылетели из Германии и первую посадку совершили в Польше. Два из них зарегистрированы в Германии, а третий – в Румынии. С таким случаем работники аэродрома столкнулись впервые. Натовский истребитель кружил над ним почти час.

Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова

фотографии

melkon
Автор melkon Июль 17, 2011 00:00