Конференция на Сырве
Статьи по Теме
Полуостров Сырве всегда был и, наверное, на долгие времена останется центром военной истории Сааремаа. Здесь проходили бои в 1917 году, гремели сражения в 1941 и 1944 годах. В советское время тут находились береговые артиллеристы, танкисты, зенитно-ракетные дивизионы, подразделения радиотехнических войск и пограничники. Каждый метр земли полуострова Сырве хранит следы исторических событий. В наши дни в посёлке Салме на Сырве найдены древние захоронения викингов, которые датируются 800 годом н.э.
Первая конференция
Значительную работу по сохранению исторического наследия острова Сааремаа проводит музей Мати Мартинсона на мысе Сааре. Однако конференция по военной истории проходит на Сырве впервые. Это большое событие для всей исторической общественности стран Балтийского моря.
Тема конференции: «Война на Сырве. 1941 год». Конференция прошла 10 сентября в здании бывшей школы в посёлке Торгу. Было запланировано несколько выступлений:
1. Вступительное слово Тыну Велдре, председателя общества старины острова Сааремаа.
2. Юрий Мелконов. История батареи капитана Стебля.
3. Бруно Пао от Сааремааского общества морской культуры. Торпедные катера в Мынту.
4. Рауль Салумяэ от Музея истории острова Сааремаа. Потери немецкой стороны на Сырве в 1944 году и Кубассарский десант.
Планировалось ещё выступление Юрия Мальцева от Русского общества охраны памятников в Эстонии, но Юрий Павлович приехать не смог.
Каждый раз, когда посещаешь остров Сааремаа, узнаёшь что-то новое, открываешь для себя новые факты, события и, самое главное, знакомишься с новыми людьми, жителями острова или путешественниками по самому главному острову на Балтийском море.
Доклад о батарее капитана Стебля
Надо сказать, что, подготавливая своё выступление, автор волновался – а как примут его жители острова, которые хорошо знают историю Сааремаа и ещё хранят в памяти рассказы отцов и дедов, многие из этих жителей сами были очевидцами и свидетелями событий 1941 года. Выступление получилось вполне информативным, и, хотя краткая история создания батареи Стебля касалась в основном инженерных вопросов, доклад был встречен с большим вниманием.
Самым главным для автора было то, что конференция вызвала огромный интерес среди молодёжи. Заметим, что исторические темы всегда были популярны в эстонском обществе: основные туристы на военно-исторических объектах в Эстонии – сами эстонцы.
Году где-то в 2000-м, находясь на мысе Тахкуна острова Хийумаа, автор раздумывал, писать или не писать книги о пушках и батареях Моондзундских островов, будет ли это интересно современному читателю. И находился автор в этот момент на командном пункте береговой батареи №26 1941 года. И тут он увидел, как молодая эстонская девушка с грудным ребёнком на руках полезла на дальномерную вышку этой батареи. Наверное, надо писать, решил автор…
Рассказ о батарее Стебля вызвал много вопросов, и сразу поступили дополнения от очевидцев тех далёких событий.
Школа в Торгу
Порадовал рассказ Бруно Пао о базировании торпедных катеров на пристани Мынту в 1941 году. Снова прозвучали известные фамилии командиров-катерников Гуманенко и Афанасьева.
Рауль Салумяе рассказал о боях на Сырве в 1944 году. Действительно, довольно странно: немцев тогда на Сырве находилось несколько тысяч человек, а сведений об их людских потерях почти нет. Немцы успели эвакуировать всех своих солдат и ещё прихватили около двух тысяч местных жителей из Торгу. Однако уничтожалось всё, чего нельзя было увезти. Был взорван знаменитый Церельский маяк, местные жители рассказывали, что в ночь перед уходом с острова немцы застрелили на Сырве около 500 лошадей.
Интересно, что каждому выступающему вручалась книга Юрия Мелконова «Батарея капитана Стебля», а самому автору устроители конференции вручили книгу Велло Мясса «Рассказы о старых маяках. Корабли, Люди и Море».
Закончилась официальная часть конференции поеданием «солдатского» горохового супа.
Мероприятие проходило в школе в Торгу. В 50-е годы в Торгу проживало более 2000 человек, работал молокозавод, была больница, работали сельскохозяйственный и рыболовецкий колхозы, всем руководил Торгусский сельсовет. В начале 60-х годов была построена новая школа. Сегодня в Торгу проживает менее 200 человек, из которых больше половины пенсионеры. Из-за отсутствия учеников школу пришлось закрыть, и в ней сейчас пытаются сделать хостел для путешествующей молодёжи.
Экскурсия по полуострову
После завершения конференции все поехали на небольшую экскурсию по Сырве с посещением памятных мест.
Первая остановка возле здания сельсовета в Торгу у памятника морякам-катерникам 1941 года. Местные жители рассказывают, что после войны на Сырве приезжали офицеры, которые служили здесь на катерах в 1941 году. Тогда они и решали поставить памятник своим павшим товарищам, похороненным на берегу. Стела с бронзовым барельефом была установлена вблизи пристани Мынту, прямо на берегу моря. Со временем волны стали достигать и основания памятника, поэтому в 70-е годы приняли решение перенести памятник в «достойное место», что и было сделано. О судьбе костей ничего не известно, по крайней мере, местные жители уверенно сообщают, что под нынешним памятником костей нет.
Вторая остановка была на развилке дорог Лопсигу – Мынту. В этом месте установлен камень в память о событиях осени 1941 года. Раньше на памятнике была табличка с надписью «Здесь немецкие оккупанты сожгли заживо более 100 советских командиров и политработников». Сегодня этой таблички нет, и её заменила другая – «Всем павшим во второй мировой войне». Как действительно развивались события на Сырве после ухода 2-5 октября 1941 года генерала Елисеева со штабом на торпедных катерах на остров Хийумаа, мы знаем из воспоминаний офицеров, солдат и матросов, попавших в фашистский плен. Следует отметить, что организованное сопротивление после ухода штаба Елисеева на Сырве прекратилось. Некоторое число защитников острова (по разным данным, до 500 человек) переправилось через Ирбенский пролив на Курляндский берег, где большинство из них попало в плен. До 150 человек на рыбачьих сейнерах сумели уйти в Швецию.
Из воспоминаний матроса Ивана Романова, отрывок из книги Юрия Мелконова «Пушки Курляндского берега»: «…Последние бои на полуострове Сырве были очень жестокие, доходило до рукопашной. Потом всё как-то стихло. По острову ходили группы наших солдат, кто с оружием, кто без. Немцы разбрасывали листовки, чтобы солдаты сдавались, а потом объявили, что после 15 октября тех, кто не сдастся, будут расстреливать на месте. Мы с группой матросов шли по дороге, несли раненых. Сзади подъехала грузовая машина, из кузова спрыгнули два автоматчика и знаками показали: залезай в кузов!
Так начался наш плен, который продолжался до 1944 года. Сначала был пересыльный пункт на острове Сааремаа. Нас там ничем не кормили, привезли только бочку селёдки и не давали пить. Политруков, офицеров и коммунистов расстреливали каждый день. Потом погрузили нас в трюм баржи, перевезли через пролив Моонзунд и отправили в Валгу ».
Оборона островов – дело жестокое. Возможно, большая группа советских солдат и офицеров собралась в старом сарае на перекрёстке Лопсигу – Мынту, там же находились и раненые красноармейцы. Прибывший немецкий отряд осмотрел место сбора пленных Как рассказывают очевидцы, один из немцев подошёл к немецкому офицеру и сказал: «Гер офицер, вам следует увидеть это», – и указал на кусты в конце поляны. Там были обнаружены трупы четырёх немецких солдат, заколотых штыками. Офицер махнул рукой, застучали автоматные очереди, потом над сараем поднялся чёрный дым.
Третья остановка была уже в музее Мати Мартинсона. Участники и гости конференции разбрелись по комнатам с экспонатами армий, побывавших на Сырве во время Первой и Второй мировых войн. На позиции батареи №43 ПМВ Тыну Велдре показал мне осколок снаряда или авиабомбы большого калибра, найденного в бетоне 2-го орудия, и ямку в бетонном массиве глубиной около полуметра. Характерно, что в воспоминаниях инженера Васильева, строителя 315-й батареи, есть такие строки: «Интересно, что немецкие лётчики в рассветные часы 22 июня 1941 года, ориентированные своей разведкой на мыс Церель с целью поразить 315-ю батарею, сбросили свой бомбовый груз на оставшиеся старые бетонные основания унгермановской батареи, приняв эти основания за сооружения 315-ой батареи, которая находилась в замаскированном положении в лесу, в 1,5 километра от этих старых оснований. Одна из 500-килограммовых немецких бомб угодила в центр одного из четырёх оснований, но бетон 30-летней давности был настолько прочен, что эта бомба в основании оставила небольшую воронку размером не более 80-90 см, хотя бетон был сделан не на гранитном щебне, а на морском гравии, в изобилии имевшемся на косе».
На командный пункт батареи Стебля уже не поехали, здесь, извините, все люди опытные и грамотные, и на КП Стебля бывали десятки раз.
Ещё следует особо отметить, что музей Мати Мартинсона на Сырве – одно из немногих мест, вернее, практически единственное место, где можно купить книги Юрия Мелконова «Церельская батарея», «Батарея капитана Стебля», «Балтийский Гибралтар», «Пушки Курляндского берега». Все эти книги не поставляются в Россию и другие страны, и купить их можно только на Сырве.
В кемпинге у Юрия Митта
Останавливались мы на Сырве, как всегда, в кемпинге у Юрия Митта. Здесь я познакомился с путешественниками – тёзкой Юрием и его женой Ириной, приехавшими на остров Сааремаа из Москвы. Следует ли упоминать, что Юрий служил на Сырве в 80-х годах в зенитно-ракетном дивизионе войск ПВО, и дислоцировался личный состав этого дивизиона в том же военном городке, где жили в 50-е годы береговые артиллеристы.
Сааремаа – особый остров, если вы побывали здесь один раз, вас всегда будет тянуть сюда, как магнитом, захочется вернуться и побывать здесь снова. А познавать природу и историю острова можно бесконечно. Автор бывал на Сааремаа неоднократно, написал пять книг об истории острова, но всё равно в каждый приезд открывал на Сааремаа что-то новое, неизведанное, о чём ещё предстоит написать рассказ.
И на этот раз вместе с Юрием мы прошли по местам его службы, увидели хранилище зенитных ракет и особо интересный и уникальный объект – хранилище зенитных ракет с ядерной боевой частью. В тактике советских сил ПВО было предусмотрено, что в определённой ситуации зенитно-ракетные войска могут применить ядерное оружие по воздушным целям. Например, при обнаружении групповых целей, а также бомбардировщиков – носителей ядерных бомб и ракет. У нас в истребительной авиации даже сигнал был такой для самолётов, оповещающий, что наши средства ПВО готовятся применить ядерное оружие, передавалось лётчикам определённое слово, например, «ветер», и надо было немедленно покинуть данную полётную зону. В случае дивизиона на Сырве зоны поражения ЗУР располагались далеко в море, и можно было применять все средства, чтобы остановить противника.
Как-то так вышло, что батареям, расположенным в районе пристани Мынту, автор практически не уделял внимания, считая, что они никуда не убегут и их не надо искать по дремучим лесам, там всё рядом. На этот раз мы с Юрием прошли в лес на Мынту в районе, где в далёкие времена располагалась Мынтская школа, и увидели замечательный бетонный дворик берегового орудия. И надо сказать, совершенно необычный дворик.
По диаметру болтов основания эта позиция не относилась ни к одному виду русских или советских орудий, а по конструкции дворика тоже не имела аналогов в отечественном батареестроении. Пришлось, как водится в таких случаях, предположить, что это дворик немецкого зенитного орудия Flak 88. Немцы до 1943 года не сильно озадачивались береговой обороной балтийских берегов, советский флот был заперт в Кронштадте и на Балтику не выходил. Но морская авиация Балтийского флота с каждым годом войны всё активнее действовала на коммуникациях противника, атаковала порты и корабли и долетала до южной части Балтийского моря. После 1943 года немцы стали строить такого типа зенитные позиции вблизи всех крупных портов Балтийского моря. Орудие Flak 88 было универсальным и позволяло вести огонь как по воздушным, наземным, так и по морским целям. Следы таких позиций мы находим во многих местах на берегах Балтики.
Побывали мы и на могиле русских солдат, погибших во время взрыва снарядного погреба батареи №43 в сентябре 1917 года. Два креста высятся над мысом Церель как память о событиях почти 90-летней давности.
95 лет обороны Сырве в 1917 году
После завершения конференции мы договорились с Тыну Велдре о том, что в следующем году можно будет провести конференцию «95 лет обороны Сырве в 1917 году». Такие конференции на Сырве можно сделать регулярными и проводить каждый год.
Закончился день ужином у Митта с жареными грибами, копчёной камбалой и прочими вкусными закусками, которыми славится кухня хозяйки Анне Митт.
Несомненно, конференция на Сырве останется важным событием в жизни острова и послужит делу развития культуры, туризма и взаимопонимания между народами.
Юрий Мелконов