Учения «Saber Strike 2012». Психологические операции
Статьи по Теме
В этом году в учениях «Saber Strike» впервые участвовало подразделение психологических операций — «PSYOPS». С целью ознакомления с задачами подразделения в рамках учений, портал sargs.lv провёл беседу с командиром специальной роты поддержки «PSYOPS», старшим лейтенантом Сандисом Блумбергсом.
Старший лейтенант Блумбергс: Если ты располагаешь информацией, ты можешь победить
Каким образом было принято решение об участии подразделения военно-психологических операций в учениях „Saber Strike”?
Предложение высказал бригадный генерал Юрис Зейбартс. Идея родилась уже в прошлом году, но об участии в учениях я получил приказ в этом году от командующего Земессардзе полковника Леонида Калниньша, под началом которого мы находимся.
Каковы были главные задачи подразделения?
Оказывать поддержку боевым подразделениям в запланированных по сценарию операциях – операциях окружения и захвата, в переговорах с вождями местных кланов и при выполнении других задач. Если было бы задействовано и второе подразделение, обязательно подключили бы его к операциям по поиску и уничтожению самодельных взрывных устройств.
Задачей военнослужащих в рамках психологических операций является оказание поддержки боевому подразделению в процессе коммуникации с утверждённой целевой аудиторией.
Бывает так, что командиры и бойцы подразделений в основном концентрируются на выполнении тактических задач, забывая при этом о значении дипломатии.
В зоне конфликтов необходимо правильно оценить ситуацию и отношение к тебе местных. Необходимо понять, кто к тебе относится дружелюбно, кто сохраняет нейтралитет, а кто является врагом, и нужно работать над тем, чтобы дружелюбные остались дружелюбными, а нейтральные – нейтральными или стали дружелюбными.
Обладали ли этими навыками командиры, задействованные в учениях?
На очень хорошем уровне эти навыки отработаны у военнослужащих подразделения морской пехоты США, поскольку они используют их много и часто. В ходе учений и военнослужащие Балтийских стран могли убедиться в том, на сколько успешно знания наших специалистов могут быть использованы, например, в операциях дезинформации и при проведении переговоров с вождями местных кланов.
Например, когда командир подразделения начинает переговоры со старостой селения, он должен получить ответы на ряд вопросов. Но вопросы надо задавать в таком порядке, чтобы заручиться доверием местного лидера, создав продуктивный диалог. Это не должно походить на допрос. Если в наличии есть время и возможность, то специалисты подразделения психологических операций должны пояснить бойцам, что они не могут просто зайти в посёлок с оружием в руках и начать задавать вопросы – это может настроить людей против вас, они «закроются» и откажутся сотрудничать (зависит от вида операции).
Специалист психологических операций может помочь вести переговоры, продолжая задавать вопросы, пока командир поддерживаемого подразделения обдумает и проанализирует уже полученную информацию.
Нашей целью является поиск любой информации, которая может помочь командиру маневренного подразделения достичь поставленных перед ним военных целей.
Как формировалось сотрудничество с военнослужащими других стран?
Наилучшее сотрудничество было с американцами, поскольку они знают, где и как использовать знания специалистов психологических операций. Военнослужащим Балтийских стран этому ещё надо учиться.
Говоря об улучшении сотрудничества — было бы важно, чтобы подразделение психологических операций привлекалось к процессу планирования задания, чтобы наш специалист знал, где он будет находиться во время операции, в которой машине будет ехать и в какой момент он должен будет подключиться. Необходимо всё время координировать действия, поскольку, например, мы тоже имеем свои «естественные» ограничения, с которыми надо считаться.
Почему в Латвии не всегда умеют успешно использовать психологическую поддержку операций?
Наше подразделение ещё очень молодое, оно было создано всего два года назад. В прошлом году мы принимали участие в учениях «Kadagas akacis (Кадагский омут)», в ходе которых наши специалисты методами дезинформации добились ухода с позиций подразделения, которое должно было эти позиции защищать.
Какой опыт приобрели специалисты подразделения психологической поддержки в ходе этих учений?
Мы тоже допускаем свои ошибки, которые проанализируем, чтобы их не повторять. Разумеется – это учения, а не реальная боевая ситуация, когда один не отключенный телефонный звонок может означать реальную угрозу жизни.
Я должен сказать большое спасибо своим людям за участие в учениях, поскольку все они являются земессаргами и принимают участие в учениях во время своего отпуска. Считаю, что это истинный патриотизм с их стороны, начинающийся с личного отношения.
Каковы ваши планы на будущее?
Сохранить то, что уже есть и развиваться дальше. Если всё получится, как запланировано, то в будущем году будем участвовать в учения в Бельгии, где будем осваивать анализ целевой аудитории. Если в будущем году нас пригласят принять участие в учениях «Saber Strike», то обязательно согласимся.
По материалам sargs.lv
Фото с sargs.lv