Память о «Бизертской» эскадре будут хранить в Кронштадте
Статьи по Теме
Уникальный экспонат, овеянный Славой Российского флота, пополнил коллекцию Кронштадтского Морского музея.
Андреевский флаг, освященный в Бизертинском Храме Св. Благоверного князя Александра Невского, единственном морском православном храме, расположенном за пределами Российской Федерации, преподнесла в дар музею внучка старшего офицера эскадренного миноносца «Беспокойный» мичмана Песляка, Валентина Сапунова.
В августе 2012 года делегация Морского литературного фонда имени Виктора Конецкого, возглавляемая Татьяной Валентиновной Акуловой-Конецкой, принимала участие в подготовке исторической любительской регаты «Мессина-Бизерта-2012». Регата посвящена 100-летию со Дня Рождения Анастасии Манштейн-Ширинской, последней хранительницы памяти о моряках «Русской эскадры», не спустивших в 1920 году Андреевского флага, и ушедших на своих кораблях во французскую Бизерту.
Участники делегации посетили мемориальное русское кладбище и храм Александра Невского в Бизерте (Тунис), где приняли участие в панихиде и освятили привезенный из Кронштадта Андреевский флаг.
9 сентября, в Кронштадте, в торжественной обстановке, Валентина Сапунова вручила освященный Андреевский флаг на вечное хранение директору Кронштадтского Морского музея Владимиру Шатрову. В церемонии приняли участие кадеты Кронштадтского морского кадетского корпуса. С этого дня частичка памяти о русских моряках, нашедших свой последний приют в Северной Африке, будет храниться в Кронштадте.
В планах Кронштадтского Морского музея посвятить «Бизертинской эскадре» отдельную экспозицию, ведь имена офицеров и матросов, спасших более пяти тысяч жизней севастопольцев, более 70 лет оставались в забвении. Сегодня не только в Санкт-Петербурге, но и в России нет ни одного музея, где хранили бы память о русских моряках нашедших свой последний приют в африканской земле.
Мероприятия, прошедшие в Кронштатском Морском музее, посвящены 100-летию со Дня рождения Анастасии Манштейн-Ширинской.
Справочно:
Кронштадтский Морской музей открыт весной 2012 года в ознаменование 130-летия со дня основания Школы водолазов в Кронштадте. Уникальная экспозиция Морского музея расположена в трех залах и широко освещает историю развития водолазного дела в России. В коллекции музея содержатся множество интересных документов, фото- и видеоматериалов, специализированной литературы, посвященной развитию и становлению Российского флота. Среди экспонатов — редкие вещи, уникальное водолазное оборудование 19-20 века, а также исторические документы, рассказывающие об истории освоения российскими водолазами Мирового океана.
Музей находится по адресу: город Кронштадт, улица Андреевская, д.5. Работает по средам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10.00 до 18.00. Вход в музей — бесплатный.
Тел. для СМИ – 8952-203-22-78, 311-03-00, директор музея Владимир Шатров.
Информационное сообщение пресс-службы Кронштадтского Морского музея от 13. 09. 2012
На фото Собор Св. Благоверного князя Александра Невского в Бизерте
Фото с сайта http://blackseafleet-21.com/
От Юрия Мелконова:
С Анастасией Александровной Ширинской-Манштейн мне довелось разговаривать по телефону только один раз в 2004 году. После выхода книги «Батареи Моонзунда» я продолжал работать на темой истории береговой артиллерии и одним из вопросов была судьба орудий линкора «Александр III» (Воля). Как известно четыре 305-мм орудия линкора были куплены Финляндией, потом захвачены немцами и потом появились на батарее «Мирус» на острове Гернси в Ла-Манше (Английском канале).
Телефон Ширинской нашёл в интернете, позвонил. Ответил довольно пожилой мужчина:
А мамы нет дома,
А когда будет? — я спросил,
Она сейчас пошла в парикмахерскую (ей было тогда более 90 лет!), будет часа через два.
Хорошо, я позвоню попозже.
Через два часа я действительно перезвонил и мы переговорили с Анастасией Александровной. Я спросил о судьбе линкора, о жизни русской колонии:
У нас есть Храм Александра Невского, мы построили его на пожертвования русских моряков и родственников команд.
Анастасия Ширинская-Манштейн живо интересовалась моим творчеством, какие книги я пишу, какие собираюсь написать. У меня создалось впечатление о ней, как об удивительно светлом человеке, которые многие годы хранил память о русских моряках, заброшенных жизнью на северный берег Африканского континента. И конечно, она сохраняла верность России, не приняла тунисского гражданства, и только после 1993 года стала гражданкой новой России.