Памяти Учителя
Статьи по Теме
Мы познакомились с Маратом в 2003 году. Я пришёл в только что организованную Ассоциацию писателей и публицистов и принёс свою первую книгу «Батареи Моонзунда». Потом мы часто встречались, у него можно было попросить совет, и он всегда помогал и с каждой встречей я всё больше узнавал, какая это была личность, какой писатель. Отличный организатор Марат сумел сплотить вокруг себя много писателей, поэтов, публицистов. И это было в масштабах не только одной страны, или даже Европы, но и в Америке и вообще на многих континентах.
Помню нашу поездку в Финляндию с группой авторов весной 2005 года. Марат сумел собрать нас, организовал встречу, выступления авторов, дискусию, мы получили огромный заряд положительной энергии.
В 2006 году Марат решил выдвинуть меня на медаль общества имени Франца Кафки. Тогда я закончил работу над книгой «Пушки Курляндского берега» и Марат сделал так чтобы эта работа была номинирована в Праге «За достижения в области документальной литературы».
Потом было много встреч. Однажды мы обсуждали с Маратом, как писать документальную книгу о военной истории. И Марат посоветовал мне применить особые приёмы повествования. Первая же книга, написанная по «маратовскому методу» принесла автору награду Посольства России «Янтарное перо — 2009». Это была повесть «Рижский «Бостон», рассказ о самолёте, найденном на дне Рижского залива и о его героическом экипаже. Интересно, что история этой книги продолжается и сегодня, становятся известны всё новые подробности, люди и новые материалы.
Пришли тяжёлые годы, кризис, спад экономики и как следствие упадок творческих сил. Ничего не хотелось писать всё казалось бессмысленным, мелким, неактуальным. И здесь Марат помог выбрать свой путь, выстоять в трудное время.
На семидесятиление Марата в 2009 году я написал стихотворение, которое тогда и зачитал в зале Академической библиотеки Латвийского университета.
Марату Каландарову,
Поздавление с семидесятилетием
Твой творческий путь бесконечен
И книги известны твои,
И в семьдесят ты безупречен,
Совсем как в начале пути.
В тебе сочетается прочно,
Поэт, публицист, дипломат,
Писателей вождь ты бессрочный
Философ, почти что Сократ.
Все страны объездил ты смело,
Огонь зажигая тотчас,
Писательской искры несмелой,
Что теплится в каждом из нас.
К тебе обращусь за советом,
Расскажешь всегда обо всём,
А сколько талантов открыто,
А сколько откроешь ещё!
Для каждого слово найдётся,
Писатели – сложный народ,
Но только Марат не сдаётся
К успеху нас вместе ведёт!
Был грозный линкор на Балтфлоте,
И имя носил он – «Марат».
И в нашем писательском флоте
Есть флагман, что славу умножит стократ,
И это наш друг – Каландаров Марат!
Юрий Мелконов