Ночной десант в Лиелварде

melkon
Автор melkon Сентябрь 8, 2014 00:52

Ночной десант в Лиелварде

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Военные учения « Steadfast Javelin II» проходят на широком, с точки зрения географии, театре военных действий. Первая часть учений прошла в Хогенфельди в Германии. От Латвии там участвовала рота сухопутных сил в составе 140 человек.

Вторая часть манёвров проходит в Латвии, задействованы авиабаза в Лиелварде и Адажский полигон. Всего на латвийскую часть упражнений привлекается около 1000 военнослужащих.

5 сентября на учениях «Steadfast Javelin II» прошёл День Прессы и VIP гостей. Необычно было уже то, что начинался M-Day вечером в 21.00 на авиабазе в Лиелварде. В наших местах в сентябре уже быстро темнеет и пока добрались до штаба на авиабазе стало совсем темно. На этот раз посещения аэродрома Лелварде сопровождалось повышенными мерами безопасности, прибыло много VIP-персон, посол США и другие иностранные представители. Журналистов плотно сопровождали и отвели на крышу здания штаба. Отсюда открывался хороший вид на аэродром и место предстоящего действия было как на ладони. А предстояло нам увидеть высадку американского парашютного десанта.

Если тёмной ночью долго стоять на крыше, смотреть на звёзды и на Луну, то в голову приходят разные мысли о большом и далёком. Лиелварде место для Латвии знаковое — здесь жили древние латыши и здесь был найден знаменитый Лиервадский пояс.

Лиелвардский пояс

Лиелвардский пояс – непостижимая тайна, загадка, ключ к которой до сих пор не найден. Тканый пояс, шириной с ладонь, длиной около четырех метров, их несколько раз оборачивают вокруг талии.

Пояс ткали из двух нитей – красной и белой (причем красная нить должна быть шерстяной, а белая – чистого льна) плетётся орнамент. На поясе размещается около пятидесяти сюжетов. Они последовательно перетекают от простого к более сложному, от мелкой форме к крупной. Среди элементов орнамента – ветвистые кресты, загзаги, свастики, ромбы.

Существует версия, что это не просто орнамент, а закодированные письмена далеких предков. На поясе содержится около 200 тысяч точек и содержится информация древних о космосе, мироздании, о жизни и смерти. Каждый пояс ткался для определенного человека и был совершенно уникальным.

Лиелвардский пояс делится на 14 блоков. Первый из них – знак рыбы, вплывающей в реку жизни, следующий – знак приобщения человека к социуму, ближе к концу – символ перехода к духовности, символ мудрости, и, наконец, завершающий узор символизирует переход души в мир иной.

На Лиелвардских поясах вытканы одни из самых сложных в мире орнаментов.

В конце 70-годов прошлого века эстонский художник Тэннис Винтс, будучи с научными изысканиями в перу и Мексике, нашел там пояса с орнаментом. Оказывается, орнамент поясов, найденных при раскопках в Центральной и Южной Америке, абсолютно повторяет орнамент Лилевардского пояса!. Похожий рисунок есть и у некоторых народов Африки. Он отвез пояс на Тибет, где его ждало совершенно ошеломляющее открытие. В одном из монастырей смогли прочесть фрагменты узора Лиелвардского пояса. Получается, что тибетские монахи и люди, жившие на земле Латвии много веков назад, имели единый язык при передаче сакральных знаний и глубинной информации!

Лиелвардский- авиаполк

В советские времена на аэродроме в Лиелварде базировался 899-й Оршанский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиаполк имени Ф.Э. Дзержинского. Ещё раньше полк дислоцировался в Германии, но потом был переведён в Ригу на аэродром Румбула. В те времена пассажирский аэропорт «Рига» тоже находился в Румбуле и делил полосу с военными самолётами МиГ-21.

С 1978 года полк передислоцирован в Лиелварде. С 1983 по 1989 полк в Афганe. В 1989 полк получил самолёты МиГ-27Д и Миг-23УБ. На 1991 год в полку было 47 Миг-27 и 11 МиГ-23. Последние советские самолеты улетали из Лиелварде в 1994 году.

Из письма одного из ветеранов лиелвардского полка Бориса Черняева:

«…Когда я был во 2-й авиаэскадрильи, у нас служил майор Делперс Эрик — прекрасный летчик, можно сказать, фанат неба, грамотный специалист, добросовестный и принципиальный. Впрочем, таким должен быть боевой, надежный товарищ. Кроме умения хорошо летать, Эрик был, как сейчас бы сказали, патриотом своего народа, пропитанным его духом. Он нам терпеливо и живописно объяснял народные латышские обряды, обычаи.

За военным городком нам выделили под огороды, всем, кто пожелал, по 0.5-1 сотке земли. Кто посадил там огурцы, кто цветы. А Эрик с супругой (тоже коренная латышка) на удивление всем посадил там пшеницу. Осенью, в пору сбора урожаев, Эрик серпом пожал пшеницу, испек душистый каравай и устроил праздник урожая по латышским традициям.

Когда разделяли армию на «нашу» и «не нашу» Делперс сделал выбор в пользу Латвии, но в глазах его стояли слезы: он оставлял летное дело, полеты — мечту всей своей жизни. Потом он служил или работал в Огре в руководстве охраны края. Я встречался тогда дважды с ним, мы долго беседовали о прошлом и будущем и он очень тосковал по небу. Возможно, он и сейчас живет в Огре.

Прекрасным человеком был инженер полка Лейнис (к сожалению забыл инициалы) —очень трудолюбивый, душевный человек. Он любил сложную авиационную технику, почитал ее как нечто живое… Через ИАС (инженерно-авиационную службу) полка прошло много выпускников Рижского института Гражданской авиации, молодежи Латвии. Лиелвардский гарнизон был, по сути, «местным формированием»— большое количество авиаторов-уроженцев Латвии прошло службу здесь.

Нынешний командир авиабазы Лиелварде полковник-лейтенант Айвар Межорс — тоже выпускник Ейского Высшего военного авиационного училища летчиков 1985 года, т.е воспитанник Советской армии, и в этом нет ничего плохого…»

Латвийская авиация

Хотя аэродром в Лиелварде сам по себе небольшой, но ВПП (взлётно-посадочная полоса) довольно длинная (до 3 км). После современной реконструкции она может принимать все типы самолётов в том числе тяжёлые военно-транспортные машины. Ориентирована ВПП почти строго с Севера на Юг.

В Лиелварде базируются дежурные вертолёты Ми-17, один L-410 (не летает), несколько бипланов Ан-2 — вот и вся латвийская авиация. Для обслуживания и хранения авиатехники есть большой ангар. Башня управления полётами расположена на здании штаба, которое явно превышает потребности латвийских воздушных сил и при случае может разместить командование какого-нибудь экспедиционного корпуса.

Лунная ночь

С крыши штаба открывался совершенно необычный вид на все окрестности. Аэродром был погружён во тьму. Одинокий огонёк около полосы ничего не освещал. Поскольку вокруг происходили «военные действия», то периодически в разных концах лётного поля вспыхивали яркие вспышки и громыхами взрывы, стелился дым и пахло порохом. Военные действия были вполне натуральными.

Ветра почти не было и дым от взрыв-пакетов стелился у самой земли. Редкие облака открывали бездну неба со звёздами. Единственным источником света оставалась Луна. Большая и яркая спутница Земли висела над аэродромом, как осветительная ракета над полем боя.

Ещё перед началом Медиа Дня нас предупредили, что фотографировать со вспышкой на аэродроме будет нельзя. Фотографы все профессионалы, им повторять не надо, они всё чётко выполняют. Но когда безалаберный автор попытался подсветить себе блокнот маленьким фонариком, чтобы записать впечатления от лунной ночи, то сразу подскочила сопровождающая охранница и зашипела: Выключите свет! Я почувствовал себя нарушителем правил светомаскировки, которого застукал патруль МПВО (местная противовоздушная оборона).

Но самолёты приближались. Их было не слышно, только три огонька появились вдали на подходе к полосе с юга и росли и росли в тёмном небе. Наконец стал слышен гул четырёх моторов транспортника С-130 «Геркулес». Самолёт шёл вдоль ВПП чёрной тенью, строго параллельно земли.

Высота 1000 футов (300 метров), — подсказал американский знаток, тоже находившийся на крыше. Почти напротив штаба позади самолёта появились тёмные силуэты парашютов, куполов 10-12.

Наверное передовая группа, — подумал автор, насмотревшись фильмов типа «В зоне особого внимания» и строя из себя знатока десантных манёвров.

Они сбросили оборудование — тут же подсказал американский знаток.

«Геркулес» сбросил первый груз и двумя правыми разворотами на 90 градусов ушёл в обратном направлении на следующий заход. А в небе уже светились огоньки следующих самолётов. Один, два, три, четыре, пять!

Строго в линию, один за одним, с интервалом в одну минуту, с высоты 300 метров пошли парашютисты. Силы тьмы недолго покачались в воздухе, приземлились и исчезли в темноте. Вся высадка с пяти самолётов заняла не более 6 минут. Потом выяснилось, что в первом эшелоне десантировалось около 250 человек, примерно по 50 человек с самолёта.

А транспортники уже совершили круг и выходили на второй заход. Журналистов переместили на другую сторону крыши, где аэродром просматривался лучше.

Лётное поле оказывается представляло собой три полосы — бетонная ВПП (ширина стандартная 45 метров), травяная полоса метров 150 шириной и обычная рулёжка метров 20. Десант сбрасывали на травяную полосу. Ночные прыжки самое опасное упражнение в десанте, когда не видно земли и момент встречи с поверхностью десантник должен определить сам. На аэродроме по прежнему темно, ничего не видно, но тут замечаю группы огоньков на траве — всё-таки ориентиры есть. Огоньки устроены таким образом, что их сбоку со стороны не видно, только сверху можно разглядеть.

Самолёты пошли на второй заход. Снова один за другим, быстро за шесть минут, выбросили 250 человек. Десант сброшен, теперь надо приступать к выполнению учебного боевого задания, а представителей СМИ пригласили в конференц-зал на брифинг.

Выполняя решения саммита НАТО

После ночной тьмы в зале пришлось привыкать к необычно яркому свету. Полный зал военных, дипломатов, сотрудников министерства обороны и разных ведомств. Конечно все обращают внимание на посла США госпожу Шарон Хадсон-Дин, которая только приступила к своим обязанностям. Здесь же посол Финляндии и другие дипломаты.

Мелькают офицеры из Германии, Италии, Турции, Великобритании, США. Выделяется колоритный генерал Демрозе из командования НАТО в Брунксуме, он всегда там, где учения НАТО. Из латвийцев узнаю командира Земессардзе Леонида Калныньша, которого можно поздравить с присвоением звания бригадного генерала. Он здесь вместе с начальником штаба Земессардзе полковником Озолиньшем. Здесь же командир бригады сухопутных сил полковник Либертс. Много латвийских авиаторов. Представители информационных агентств и военной прессы готовили аппаратуру к съёмкам.

В зале стоит большой телевизор, на котором в режиме онлайн показывают что происходит на аэродроме. Камеры работали в инфракрасном режиме и всё было видно как днём. Какие-то фигурки перемещаются по полю, собирают парашюты, ящики, и собираются в пунктах сбора.

Через какое-то время все в зале наговорились и начинается брифинг.

Первым берёт слово британский генерал-лейтенант Давис зам командующего сухопутными войсками НАТО. Он отметил, что очень символично, что наши учения проходят сразу после саммита НАТО, где были приняты важные решения. Наши упражнения будут обеспечивать и гарантировать стабильность и безопасность в регионе.

Сегодня ночью продемонстрировано как нации способны взять на себя ответственность за безопасность территорий и народов сегодня и в будущем. Сегодня здесь представлено очень много СМИ и мы должны быть более мобильными, динамичными, гибкими и сегодняшняя ночь демонстрирует как это мы можем сделать. Следует обратить внимание на улучшение логистики, отработке взаимодействия. Очень важно создание Сил быстрого реагирования, развитие инфраструктуры для базирования сил и средств.

Затем слово взял представитель американского штаба полковник Baus. Он подробно рассказал о плане операции, силах и средствах, задействованых в учениях. Операции будут разворачиваться в Тапа в Эстонии, в Адажи в Латвии и на литовском полигоне в Пабраде. Аэродром в Лиелварде американские десантники как бы захватили и будут его удерживать и оборонять, обеспечивая прибытие главных сил.

Что что, а планировать натовцы умеют. Планы говорили о тщательной проработке всех элементов операции. Тут и расчёт разнородных сил группировки, график прибытия эшелонов десантных бортов с личным составом, самолётов с техникой и грузами — всё продумано и расписано. Следует добавить, что перечислено вооружение групп, которых надо уничтожить в районе аэродрома — АК-47, РКМ, RPG-7 (ручной противотанковый гранатомёт), SA-11 (зенитно-ракетный комплекс «Бук»), SA- 15 (зенитно-ракетный комплекс «Тор»). Кульминация штабной работы — Матрица синхронизации тактических сил, средств и действий по времени. Раньше это называли сетевым графиком — теперь матрица. Всё это говорит о высокой штабной культуре американцев. Добавте сюда то, что в учениях принимают участие десять наций и планирование становится ещё сложнее. Страны участники учений US, POL, ITA, LVA, BGR, LTU, EST, GBR, CAN, DEN.

Следует отметить, что сами американцы сообщают, что десант в Лиелварде был интернациональным — участвовали парашютисты американской 173-й воздушно-десантной бригады, Королевский Канадский полк и итальянская бригада (Folgore Brigade).

Следующим выступил знаменитый генерал Демрозе командующий командованием НАТО в Брукстуме. Он всегда появляется там, где проходят учения НАТО. Генерал подвёл итоги всех выступлений и нацелил личный состав на выполнение плана учений. Надо сказать, что натовцы своих десантников так и не показали, мотают на ус крымский опыт. Как сказал Демрозе — «Это могут быть «зелёные человечки», которые приехали в отпуск». Шутник.

«Отель нам не нужен»

По завершению выступлений за стенами штаба раздался гул и инфракрасный телевизор показал, что на аэродром в Лиелварде садится военно-транспортный самолёт С-17 «Глобмастер» (что-то вроде Ил-76). Транспортник прокатился по полосе, зарулил на стоянку и из него выехали три бронетранспортёра «Страйкер». Теперь американский десант на колёсах!

Затем «Глобмастеры» стали садиться каждые пять минут. 23.19 — второй, 23.24 — третий, 23.29 — третий, 23.34 — пятый! Из недр самолётов вылезали бронированные чудовища и выбегал дополнительный личный состав. С приездом!

А в зале генералы с удовольствием давали интервью всяким СМИ и агентствам в свете огней и телекамер. Спрашивать нам о чём-то генералов было бесполезно, они все выступали, как грамотные политработники, рассказывающие о выполнении решений съезда, вернее саммита НАТО. Автор нашёл американского офицера по общественным отношениям и попросил помочь ответить на пару вопросов. Этот офицер пригласил другого офицера («который всё знает»).

- Скажите, пожалуйста, сколько человек десантировалось? Во время доклада нач штаба показывалась цифра 545 человек, — спрашиваю.
- Нет на самом деле около 500 человек, состав группы определяется в последний момент, — отвечает знаток. — А откуда вы прилетели? — интересуюсь у знатока, — Из Рамштайна в Германии — отвечает, — Хорошо. А вот такой вопрос. Где десантники будут спать сегодня ночью? — продолжаю приставать к офицеру. — Мы вообще спать не будем, наша задача охранять аэродром. А спать мы можем на поле, нам отель не нужен, — гордо ответил американский офицер, — А палатки у вас есть, тенты например? — выражаю заботу о солдатах, как меня учили в стихотворении «Бородино» Лермонтова — «командир слуга царю, отец солдатам». — Нет, у каждого десантника есть индивидуальное спальное укрытие, он может спать хоть в снегу! — отвечает американец. — Сколько дней вы будете в Латвии? — уточняю сроки учений, — Три дня, в понедельник улетим обратно, — следует ответ, — Благодарю. Удачи вам в предстоящих учениях! — пожелал американскому десантнику, умеющему делать свою военную работу.
Представил себе заснеженные латвийские просторы, где в полях спят американские солдаты-индивидуалисты и обороняют мирный сон и покой жителей Латвии, которые ворочаются в тёплых постелях.
Тем временем в телевизоре первый «Глобмастер» высадил весь свой груз, развернулся и пошёл на взлёт, за ним остальные самолёты. На сегодня силы десанта доставлены, завтра планируется снова прилёт сюда же, но это будет другой день. Прибытие командиров Когда интервью были розданы, никто не расходился, все присутствующие находились в томительном ожидании и чего-то ждали. Военные люди просто так никого не ждут, следовательно должно было прибыть высокое начальство.

В ноль часов 20 минут в зал вошли министр обороны Латвии Раймонд Вейонис и командующий вооружёнными силами генерал-лейтенант Раймонд Граубе. Они только что вечерним самолётом прилетели в Ригу из Лондона, где участвовали в работе саммита НАТО.

Руководители мило беседовали с натовскими генералами, периодически смеялись шуткам, настроение хорошее. Военный бюджет будет увеличен (главная мысль), безопасность Латвии обеспечена, просьбы и тревоги Латвии услышаны, нам будут помогать. Вейонис и Граубе дали интервью, рассказывали, как они боролись за безопасность Латвии в Уэльсе.

Однако затем прибыл командир американских десантников. Во всех десантных войсках мира командир прыгает вместе со своими солдатами. Горячий, прямо с поля, раскрасневшийся, с автоматом, с рацией — вот уж действительно настоящий полковник! Напористый, резкий, он производил впечатление ирландца, который только что подрался в соседнем пабе с двумя мулатами и навалял обоим. Наверное таким и должен быть командир десанта. Умеют американцы подбирать и воспитывать кадры!

Полковник рассказывал, как они летели, готовились к высадке, прыгали ночью на незнакомое поле. Травм было всего две, сказал командир, один солдат подвернул ногу, второй ударился головой. Неплохой результат для десантирования 500 человек!

Программа Медиа-Дня была выполнена, пора собираться в обратную дорогу. В темноте на аэродроме уже встречались группы американских десантников. У северных ворот стояли два бронетранспортёра «Страйкер» с солдатами — американцы приступили к выполнению задания, блокируют дороги вокруг аэродрома. Всё переживал, как же всё-таки ночью они спать не будут? Если противник узнает, что они не выспались, то брать их будут под утро…

Юрий Мелконов Фото Сергея Мелконова

melkon
Автор melkon Сентябрь 8, 2014 00:52