Атака конвоя в «Сахаре»
Статьи по Теме
В октябре 2012 года, когда мы были в Казлу-Руде на учениях перед отправкой в Афганистан очередного литовского контингента PAG-16, я задавал вопрос — почему у выдающегося литовского художника Чюрлёниса есть циклы картин «Зима», «Весна», «Лето», но нет цикла картин «Осень»?
В своих письмах и дневниках Чюрлёнис писал: «И прекрасна же наша Литва! Прекрасна своей печалью, прекрасна простотой и сердечностью. Нет здесь ни гор, подпирающих облака, ни шумящих каскадов: оглянись кругом — такая трогательная простота в этом виде её».
Наиболее известным знатоком и исследователем творчества Чюрлёниса является Витаутас Лансбергис, который ещё в 1973 году писал в своём резюме к изданию картин художника:
«Цикл «Зима» — одно из самых ярких достижений Чюрлёниса в пластике. Непосредственный, словно живописная импровизация, сдержанный по краскам и простым композиционным схемам, цикл этот полон неслыханного лиризма. Здесь так по-литовски сливаются восхищение и трогательность, тихое раздумье и хрупкие цветы воображения, глубочайшими корнями уходящие в бытие литовской природы…
…Живопись «Весны» проработана тщательнее, а в малых объектах, деталях Чюрлёнис не избегает и графических приёмов… Но и пейзаж, и его частичная поэтизация, и законченная символическая композиция воплощают ту же идею возврата, воскресения и возвеличивания жизни.
Серию «Лето» дополняют картины «Цветы», родственные по своей пластической тематике и решениям, составляющие с упомянутой серией определённое целое, но обусловленное строгим порядком… С братской любовью и радостной благодарностью интерпретирует Чюрлёнис неисчерпаемую природу…».
Наверное осень вызывала у Чюрлёниса какие-то другие чувства и ассоциации, поэтому он не оставил нам такого цикла. Тогда два года назад я не ответил на свой вопрос.
А где сегодня в Литве можно увидеть экспрессию, размышления и краски картин Чюрлёниса? Оказывается это возможно в Рукле, в «Сахаре»…
Замена красных мундиров
После 2013 года, когда прошли российско-белорусские военные учения «Запад-2013», все армии мира, как-то с удивлением обнаружили, что тактика боевых подразделений меняется — в бой уже не ходят стройные ряды рот и батальонов, а противник действует небольшими группами, мобильными, хорошо вооружёнными и действующими по общему плану. И борьба с таким противником становится исключительно затруднительной.
Ситуация стала напоминать события 100-летней давности, когда во время англо-бурской войны англичане были вынуждены отказаться от красных мундиров и переодеться в форму цвета хаки, ввели рассыпной строй и больше не применяли линейную тактику на поле боя, которая становилась совершенно губительной из-за появления скорострельных винтовок и пулемётов.
Операция в Крыму не дала ответа на вопрос, как надо действовать войскам, потому что самих войск вообще не было видно, а результат был достигнут.
Все эти новые веяния в военном деле не остались без внимания в НАТО и Альянс приступил к разработке новых правил и рекомендаций войскам союзников. Зная умение натовцев планировать процессы, как в долгосрочном так и в близком временном измерении, за дело они взялись основательно и сразу по многим направлениям военного дела.
Штаб «Железных волков»
Международные военные учения «Red Lion», в которых участвуют разведовательные подразделения армий Литвы и Дании, проводятся с 24 ноября по 14 декабря. День прессы на учениях «Red Lion» назначили 11 декабря 2014 года.
В поездку мы отправились рано утром ещё затемно и мчались потом по Латвии и Литве навстречу первому снегу. В это время светает в 8.30, но утро оставалось хмурым, иногда моросил мелкий дождь.
Люди в Литве всегда приветливы. Если вы спросите, вам укажут дорогу, и будут разговаривать с вами по-русски. Так, спрашивая, как дальше ехать, мы добрались до местечка Рукла.
Рукла это бывший советский военный городок, здесь дислоцировалась знаменитая учебка ВДВ и находился полигон Гайжюняй. Ещё раньше на полигоне был аэродром, на котором садились транспортные Ил-76 и забирали роты десантников. Кстати в настоящее время аэродром тоже иногда принимает самолёты.
Сегодня в Рукле находится штаб бригады литовских сухопутных сил — «Железные волки». В Литве уделяется большое внимание воинским традициям, поэтому все части литовской армии носят имена исторических персонажей. В этом отношении в странах Балтии только литовцы и эстонцы придерживаются исторических традиций в названиях воинских частей. В Латвии всё просто — Первый пехотный батальон и Второй пехотный батальон, ещё есть Штабной батальон.
По дислокации бригада «Железные волки» располагается (по википедии):
-
Штаб бригады — город Рукла, Йонавский район
- Механизированный пехотный батальон имени короля Миндаугаса, — Панявежис (лит. Karaliaus Mindaugo mechanizuotasis pėstininkų batalionas)
- Механизированный пехотный батальон имени Великого князя Литовского Альгирдаса, — Рукла, Йонавский район(лит. Lietuvos didžiojo kunigaikščio Algirdo mechanizuotasis pėstininkų batalionas)
- Моторизированный пехотный батальон имени Великой княгини Бируте, — Алитус (лит. Didžiosios kunigaikštienės Birutės motorizuotasis pėstininkų batalionas)
- Моторизированный пехотный батальон имени Великого князя Литовского Кястутиса, — Таураге (лит. Lietuvos didžiojo kunigaikščio Kęstučio motorizuotasis pėstininkų batalionas)
- Артиллерийский батальон имени генерала Ромуалдаса Гедрайтиса, — Рукла, Йонавский район (лит. Generolo Romualdo Giedraičio artilerijos batalionas)
- Батальон материально-технического обеспечения непосредственной поддержки имени князя Ва́йдотаса. (лит. Kunigaikščio Vaidoto tiesioginės paramos logistikos batalionas)
Некоторые источники на местности относят к бригаде «ЖВ» только два мотобатальона и ещё артиллерийский и инженерный батальоны (инженерно-саперный батальон (JVIB) имени Юозаса Vitkausа ), но отнесём это к обычным перемещениям войск. Автор в своё время спросил у одного из командующих латвийскими войсками:
-
Послушайте, я не успеваю отслеживать ваши изменения в организационной структуре войск!
-
И не надо отслеживать, всё равно не успеете, — грустно ответил командующий, ни на кого не глядя…
Гайжюнайский полигон
В учениях «Red Lion» участвовали около 250 военнослужащих — 135 разведчиков из Дании и 115 литовцев. В литовскую команду собирали разведчиков из разных подразделений. Датчане приехали из 3-го разведывательного батальона 1-й бригады Датской дивизии и привезли с собой 70 единиц различной боевой техники, в основном бронированные разведывательные машины MOWAG Eagle IV.
Полигон Гайжюняй представляет собой целый набор различных сооружений для обучения войск — это прежде всего отлично оборудованные стрельбища с механизированной мишенной обстановкой, которая позволяет проводить занятие сразу со всем подразделением и с целями на различных дистанциях. Отдельно оборудованы рубежи для стрельбы из пистолетов и пистолетов-пулемётов. С советских времён сохранилась «танковая дорога» для тренировок бронетехники.
«Сахара»
Есть на Гайжюнае и уникальное поле — сплошной белый песок. В советские времена в Рукле осуществляли подготовку десантников в соответствии с направлением главного удара советских войск — для средней полосы Европейской части континента. Леса, поля и кусты были главными факторами в полевой учёбе войск.
Но тогда начался Афганистан, то поступила команда — «Готовить десант для действий в условиях пустынной местности». Подходящей пустыни поблизости не было, но песка в Литве хватало.
Командование вопрос решило — прилетели самолёты Ан-2 и вылили на сосновый лес какую-то жидкость. Лес засох. Древесину и кусты вывезли, трава сама исчезла и определённая часть полигона превратилась в пустыню без единой травинки. Творение химических войск местные жители назвали «Сахарой». Зрелище совершенно фантастическое, прямо как иллюстрация к сюреалистическим картинам Чюрлёниса.
Современная «Сахара» за 30 лет не приобрела никакой растительности (сказывается качество жидкости, умели делать вещи!), так и стоит пустыней…
Засада в «Сахаре»
По сценарию учений разведподразделения проводили разведдействия на территории противника и когда уже всё было разведано решили напасть на автоколонну противника (ну такой сценарий!).
Для нападения литовские разведчики разделились на две группы человек по десять и залегли за пригорком перед песчаным полем. На флангах грамотно размести пулемётчиков и два боевых расчёта гранатомётчиков «Карл Густав».
Удар из засады начали классически подрывом фугаса на дороге. Столб серого дыма встал над полигоном и началась стрельба. Стреляли все! Автоматчики не жалели патронов, пулемёты били не переставая. Раздались выстрелы гранатомётов. «Карл Густов» стреляет звонко и громко, граната молнией сверкает на позиции и улетает в мишень. Все стрельбы проходили под наблюдением строгих контролёров.
Мишенная обстановка сложная, комбинированная, и полностью механизирована. Первая линия ростовых мишеней расположена метрах в стах от линии огня. Фигуры падают и поднимаются снова. Вторая линия целей находится метрах в 150-ти.
Стрелки вели огонь сначала по первой линии целей, затем по второй. Гранатомётчики сделали выстрелов по шесть по щитам, которые имитировали машины противника.
Периодически обе стороны использовали дымовые гранаты, затрудняя видимость целей.
Всего стрельба продолжалась минут 30, отделения выпустили до 3000 патронов. Под прикрытием дымовой завесы разведчики отошли.
В лесу прифронтовом
Все участники учений вместе с техникой расположились рядом в лесу. Непосредственно за стрельбами наблюдала группа датских офицеров во главе с начальником штаба армии Дании генерал-майором Гансом-Христианом Митиесеном. Присутствовали литовские офицеры во главе с командиром бригады «Железные волки» полковником Раймундасам Вайкшнорасам.
Уже к концу мероприятия приехал командующий сухопутными войсками армии Литвы генерал-майор А. Лейка. Командиры дали интервью литовскому телевидению. Кроме портала melkon.lv и литовских телевизионщиков, никакой прессы больше не было.
Обратная дорога тоже проходила уже затемно. Сувениров никаких брать не пришлось, но в приграничной «Максиме» удалось купить кусок замечательного литовского сала. А латвийское салостроение явно отстаёт и такой качественный продукт не производит.
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова