Стрельба Abrams M1A2 в Адажи
Утро 7 мая выдалось тёплым и пасмурным, однако до дождя дело не дошло. В 7.30 мы уже были на КПП военной базы латвийских НВС в Адажи. Приятно было наблюдать, как чётко, по-уставному, выполнял свои обязанности наряд на КПП. Отметил для себя, что контролёры у въезда на базу несли службу с автоматическим оружием, что говорило о повышенной боевой готовности латвийских вооружённых сил в настоящий период (любого спроси, ответит, что есть подозрение на военную угрозу с Востока).
Представителей СМИ собралось довольно много, оно и понятно, не каждый день можно увидеть танковые стрельбы. В 8.15 автобус с журналистами отправился на полигон. Как всегда лучшей точкой для выполнения упражнения по стрельбе является Французский курган.
На кургане уже всё было готово к началу стрельб. Установлена штабная палатка с жёлтым вымпелом, точно таким, с которым американцы ходили на параде в Елгаве 4 мая в День Национальных латвийских вооружённых сил. Здесь же был бронетранспортёр М-113, бронемашина «Брендли», «Хаммеры» и даже американский топливозаправщик.
На позиции справа стояли два танка «Абрамс». Из лесочка появился третий танк, быстро проехал по песку и бодро взобрался на горку, продемонстрировав возможности машины и запас мощности. Надо сказать, что «Абрамс» передвигается достаточно тихо, свистящий звук исходил только от газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. Так что слова из песни «На поле танки грохотали…» для данного случая явно не подходили.
Чисто американские пострелялки
На Французском кургане присутствовали только американские военные, никаких латвийских военнослужащих не было, что вообщем-то и понятно — происходило чисто американское упражнение боевой подготовки.
Нынешняя ротация подразделений США – более 140 военнослужащих из 2-го батальона 7-го пехотного полка „Cottonbalers” боевой группы 1-ой бронированной бригады 3-й пехотной дивизии „Raider” – прибыла на Адажскую базу в конце марта, чтобы в течение последующих трёх месяцев будет тренироваться на полигоне.
Руководство танковым огнём осуществлялось из бронемашины «Бредли», которая находилась на передовой позиции по центру кургана. Дальность до цели определялась с подвижного лазерного дальномера, установленного на «Хаммере». Связь с руководителем занятий осуществлялась по мобильным рациям.
Выстрелил — смени позицию
Перед тем как стрелять из пушки, танкисты применяли все три свои пулемёта — 7,62 мм спаренный с пушкой, 7,62 мм тактический на башне и легендарный Браунинг калибра 12,7 мм.
К стрельбе американцы готовятся довольно тщательно. Всё выверяется много раз, сверяются с ранее разработанными планами, определяется целеуказание.
Танк на позиции немного проезжает вперёд и — выстрел! Грохает конечно сильно, пламя большое, ударной волной нагибает сосенки на полигоне. Подряд следует ещё два-три выстрела. Потом вперёд! Танк быстро двигается по песчаной дороге, перемещается по полигону и выходит метров на триста вперёд на новую огневую позицию. Снова уточнение положения и цели, снова стреляют пулемёты и два-три орудийных выстрела. Цель в общем-то и не видно, дальность до цели около 2000 метров.
Такую же перестрелку производит и второй танк.
Интервью на кургане
Пресслужба латвийского минобороны приглашает взять интервью с участниками учений. Руководитель учений капитан Пунио (Punio) подробно рассказывает о ходе занятий. Уточняю у него дальность до целей около 2000 метров, стрельба ведётся практическими снарядами, то есть без фугасного взрывчатого вещества. Американцы их называют «тренировочные снаряды». Надо сказать, что уровень технической оснащённости СМИ постоянно растёт. Журналисты демонстрировали телеуправляемый дрон (четырёх винтовой вертолётик) с телекамерой, который показывал всю обстановку на кургане с высоты до 50 метров.
Затем представителей прессы пригласили пообщаться прямо с американскими танкистами.
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова