Оборона шведского берега. Линия «Ваксхольм»

melkon
Автор melkon Июнь 18, 2006 00:00

Оборона шведского берега. Линия «Ваксхольм»

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Паром «Regina Baltica» вошел в Стокгольмские шхеры на рассвете. Множество гранитных островов, покрытых лесом, появлялись и исчезали в утреннем тумане. Маленькие домики на берегах, пристани с моторными катерами и обязательные мачты с желто-голубыми вымпелами говорили о том, что мы прибыли в Швецию, страну на другом от нас берегу Балтийского моря.

Какая она, история обороны шведского берега и чем отличаются пушки, стоящие у входа в Стокгольм от пушек на бастионах Ревеля или Риги, ответы на эти вопросы мы хотели найти во время визита в Швецию.

Плавание через Балтийское море из Риги в Стокгольм продолжалось шестнадцать часов. Погода благоприятствовала путешествию. Спокойное море, вечерний закат, маленький остров Руху справа и узкая полоска курляндского берега слева сопровождали нас до Ирбенского пролива. Берег острова Сааремаа встретил нас длинными проблесками маяка легендарного мыса Церель (Сааре). Когда за бортом остался одинокий огонь маяка Колка, вышли в открытое море. Форсирование Ирбена не обошлось без потерь. Во время выхода на верхнюю палубу сильный порыв ветра (22 м/сек) унес в море мою фирменную кепку с надписью «Musu Rajons» (Наш район), что, вообщем-то, соответствовало нашему отношению к Ирбенскому проливу.

Все острова около Стокгольма еще называют Стокгольмским архипелагом. Паром «Regina Baltica» снизил ход и осторожно вошел в узкие проливы. Неожиданно, на обоих берегах пролива Оксдип, возникли башни старинного берегового форта Оскар-Фредериксборг. Безлюдные стены смотрели черными амбразурами, «готовые к бою орудия в ряд» стояли на земляном валу, тонкие ниточки антен явно указывали, что где-то там, в глубине гранита и бетона, сидели военные люди и отслеживали всю морскую и воздушную обстановку.

Паромов в Стокгольм в то утро прибывало великое множество, столько же и отплывало, величественно пронося белые палубы среди гранитных берегов. Паспортный контроль в порту занял две минуты. Строгая шведская пограничница постучала по клавишам компьютера и с улыбкой вернула паспорт — Добро пожаловать в Швецию!

Дальнейший маршрут был заранее продуман, но мы позволили себе сделать небольшое отступление и проехали пару остановок на метро. Стокгольмская подземка с потолками тоннелей, вырубленными в сплошной гранитной скале, производила очень хорошее впечатление своей чистотой, новыми поездами и персоналом, готовым помочь и подсказать зарубежному пассажиру, как доехать до нужной станции. Билет на городской автобус несколько удивил своей ценой — 20 крон, около пяти долларов с человека. Через 45 минут автобус доставил нас на остров Ваксхольм, где мы встретились с Урбаном Собиесом, историком шведской береговой артиллерии, автором многих книг и публикаций на тему береговой обороны. Разместились мы в маленьком домике у пристани, добродушная хозяйка отеля показала чистенькую комнату с кухней, извинилась, что рано утром ей привозят свежий хлеб и будут немного шуметь, а в остальном постояльцы могут быть спокойны, забота и уют им обеспечены.

На пристани нас уже ждала моторная лодка, примерно такая как «казанка», и молодой рулевой лихо прибавил обороты двигателя. «Казанка» помчалась к небольшому острову Кастеллет, над которым красиво и величаво возвышался гранитный замок — крепость Ваксхольм, сегодня здесь Музей береговой обороны Швеции. На причале замка нас встретил директор музея Торстен Дахлен. Торстен служил в береговой артиллерии с 1942 года, по нашему участник войны, начинал службу простым матросом, сейчас ему за 80, но ветеран бодр и сопровождал нас потом на всех береговых батареях, по которым мы ездили в Швеции.

В замке Ваксхольм экспозиция пушек начинается прямо на берегу, несколько орудий расположились у стен крепости. На казенниках надпись «Bofors», знаменитый шведский концерн многие десятилетия изготавливает пушки для шведской армии и флота.

Решение о строительстве крепости для защиты Стокгольма от нападения с моря шведский Риксдаг (парламент) принял еще в 1544 году. Это были времена короля Густава Васы, объединившего Швецию в единое государство. В это время на Балтике господствовал датский флот, потом появились корабли польского короля Сигизмунда и все они были непрочь атаковать богатый город Стокгольм.

Надо заметить, что Стокгольмские шхеры состоят из тысяч островов и проливов, но судоходных фарватеров для больших кораблей немного. Важнейших проходов было два и в одном из них, проливе Оксдип, построили форт Оскар-Фредериксборг, который мы видели утром с парома, а для защиты второго прохода на острове Кастеллет начали строить крепость Ваксхольм. Первые береговые укрепления на Ваксхольме представляли собой большую каменную башню, где хранили порох и ядра, и позиции 15 пушек на берегу. В 1612 году 30 датских кораблей сделали попытку прорваться в Стокгольм, но огнем батарей Ваксхольма противник был отогнан. «Запирающий механизм» Стокгольма работает! Столица сохранена! — такой вывод сделали современники. В течении двухсот лет крепость перестраивалась и укреплялась каждым следующим монархом и современный вид приобрела к 1864 году, а боевое назначение имела вплоть до начала ХХ века. В крепости также располагалась тюрьма для важных государственных преступников и сегодня посетители музея могут осмотреть «каменные мешки» где содержались заключенные. На другом берегу пролива, на острове Риндо, в XVIII веке построили береговое укрепление, которое назвали «Риндо редут». Позиции береговых батарей в этом важном районе еще строились много десятилетий и вместе с фортом Оскар-Фредериксборг все это называлось «Линией Ваксхольм», которая защищала Стокгольм до конца ХIX века.

Интересно, что пролив Оксдип, где расположен форт Оскар-Фредериксборг, при короле Густаве II Адольфе в середине XVII века завалили камнями, чтобы направить все торговые суда мимо крепости Ваксхольм, где с них можно было взымать плату за вход в Стокгольмский порт, что существенно пополняло королевскую казну. Для большей убедительности пролив у Ваксхольма перегородили железной цепью, которую опускали и поднимали для прохода судов. В проливе Оксдип заграждение простояло до 1912 года, когда Стокгольм готовился принимать Пятые Олимпийские игры, тогда было принято решение извлечь камни и разблокировать проход.

«Линия Vaxkolm» обеспечивала защиту столицы Швеции до конца XIX века, но развитие артиллерийских систем и угроза возникновения мировой войны заставила военно-морское командование (береговая оборона Швеции всегда была в составе ВМФ ) искать новые рубежи для береговой артиллерии. Примером такого оборонительного рубежа времен Первой Мировой войны стал остров Сиарэ, расположенный ближе к открытому морю. О визите на остров Сиарэ наш следующий рассказ.


Юрий Мелконов
Рига — Стокгольм, май 2006 года
Фото Сергей Мелконов


 

melkon
Автор melkon Июнь 18, 2006 00:00