Оборона шведского берега. Военный остров Корсо.
Выгодное положение острова Корсо шведы знали с давних времен. Расположенный на входе в Стокгольмский архипелаг Корсо всегда первым встречал идущие в Швецию корабли и известен был тем, что на нем жили лоцманы, которые проводили торговые суда по извилистым и опасным фарватерам в Стокгольмские шхеры. Маяк острова светил кораблям с тех пор как суда начали плавать по Балтийскому морю. Сначала это был просто костер, а первую деревянную вышку маяка на Корсо построили в 1750 году. Жестокий шторм 1753 года разрушил маячные строения и следующую башню сложили уже из камня.
Кроме торговых судов к Стокгольму желали пробиться и военные корабли датского и польского королей. Остатки камней старой крепости, построенной в 1623 году можно видеть на острове и сегодня. В 1719 году берега острова Корсо видели молодой и дерзкий русский военный флот. Однако оборону острова нужно было постоянно укреплять. В 1788-89 году на маленьком острове, рядом с Корсо построили первую береговую батарею. Она состояла из пушек корабля «Блэк Игл», севшего на камни вблизи острова. Одиннадцать пушек и две мортиры так и назвали — «Батарея Блэк Игл».
Военную-морскую базу здесь начали строить в 1820 году, но в 1809 году на острове уже был оптический телеграф. К 1914 году на Корсо построили гаубичную батарею, затем строительство береговых укреплений продолжалось в 20-е годы. В 1926 году приняли новый план обороны входа в Стокгольмский архипелаг и уже к 1929 году на Корсо установили первые два 15-см орудия. К 1935 году остров Корсо окончательно перешел в распоряжение береговой артиллерии. Опять возник вопрос о приобретении земли в собственность государства. Четыре владельца земли на Корсо запросили за свои участки большие суммы денег и не шли ни на какие компромисы с властями. После долгих переговоров правительство воспользовалось правом отчуждать землю для нужд национальной обороны без согласия владельцев.
Суммы, выделяемые правительством в последующие годы на строительство береговых батарей на Корсо, постоянно росли и были уже столь значительны, что группа островов в этом районе вскоре превратилась в хорошо укрепленный береговой оборонительный район, где находились батареи 57-мм орудий, батареи 15-см орудий, зенитные батареи, пункты базирования флота, объекты тыла, связи и снабжения. Пушки больших калибров, как всегда, поставлялись для шведской береговой артиллерии по остаточному принципу — их снимали со старых кораблей. 15-см орудия демонтировали с линейных кораблей «Gota» и «Wasa». Экономные шведы даже бараки для личного состава батарей в 1937 году перенесли с другого места, где они были построены в 1914 году.
Волны Балтики уже несли предвестия новой войны. Работы по строительству батарей на Корсо шли ускоренными темпами. Даже пребывающие орудия тащили в гору, на позиции, вручную. Знакомая картина на другом берегу Балтики! Первые два 15-см орудия отстреляли в 1936 году. Цели были поражены с первых выстрелов. Вторые два орудия испытали стрельбой в 1939 году. Вокруг острова появились минные поля, а на соседних островах продолжали устанавливать 57-мм батареи.
Вторая мировая война не заставила себя долго ждать. 18 сентября 1939 года на Корсо пришли три польские подводные лодки. Нейтральная Швеция интернировала подводные суда, но вскоре они оказались в Великобритании, где принимали участие в борьбе с фашистким флотом. В музее крепости Ваксхольм есть специальный стенд, посвященный польским подводным лодкам, а благодарные поляки и сегодня помнят тех, кто помог им в трудную минуту.
В октябре 1941 года к шведским островам причалили несколько изрешеченных пулями рыбацких судов с измученными и израненными защитниками Моондзундских островов. Более 150 советских солдат, матросов и офицеров с островов Эзель и Даго нашли убежище в Швеции. До зимы 1941 года у берегов Швеции действовали советские подводные лодки, нарушая пути подвоза в Германию железно-никелевой руды, чтобы не дать возможности шведской руде превратиться в броню фашистких танков.
Швеция не принимала участия в войнах с 1814 года. В 1939-45 годах в стране действовала мобилизационная система, когда военнообязанные содержали свое снаряжение в территориальных казармах. В эти годы Швеция была отрезана от импорта. Было введено строгое нормирование потребления горючего, кофе, сахара и много другого.
Корсо всегда был военным островом, таким и остается в наши дни. Для посещения острова нужно получить специальное разрешение. Благодаря стараниям Урбана разрешение было получено. Королевский ВМФ Швеции несет свой флаг на Балтике уже больше 400 лет и быть его гостем большая честь и ответственность.
Путешествие на остров Корсо началось рано утром. Меняя паромы машина неслась среди скал, аккуратных домиков, ухоженных полей и березовых перелесков.
- Как по-шведские называется это белое дерево? — спросил я Урбана,
- Бьерке, — ответил Собеус, не отрывая взгляда от дороги.
- Вот почему остров Бьерке под Ленинградом в 1945 году назвали Большой Березовый, — подумал я. Остров был передал СССР Финляндией после окончания войны. До этого там размещались позиции финских береговых батарей.
Последняя остановка перед большим проливом. Оставляем машину на стоянке и идем на пристань. За нами должен прийти военный катер, с нетерпением вглядываемся в морскую даль. Посланец гарнизона Корсо по-военному точен. Ровно в 9.00 из-за гранитного островка появляется приземестый, стремительный катер, камуфлированный под цвет берегов. Катер летит по волнам, почти не имея осадки. Два водомета отбрасывают от кормы мощные пенистые буруны. Это и есть знаменитый Stridsbet 90S, основное транспортное средство мобильных амфибийный соединений шведской береговой обороны.
Stridsbet плавно причаливает к пристани и бородатый капитан приглашает пассажиров на борт. Внутри катера десантное отделение на десять человек, в носовой части катера два места для управления кораблем. Пассажирам раздают наушники — два 14-ти литровых турбодизеля Scania, мощностью 625 л.с. издают значительный шум. Ровный рокот моторов переходит в рев и катер мчится в сторону военного острова. Пристраиваюсь рядом с капитаном, панель приборов похожа на самолетную. Здесь и компас, и локатор, и средсва связи, все необходимое для навигации в сложных Стокгольмских шхерах. Скорость 39 узлов — 72 км/час!
Впереди открывается широкий лесистый остров с ровным песчаным берегом — это и есть остров Корсо. Высаживаемся на пристань и отправляемся в глубь острова. Гарнизон острова Корсо живет обычной военной жизнью. Сержанты проводят занятия с солдатами, свободные от службы проводят время в тренажерном зале, совершенствуя физическую подготовку. В Швеции всеобщая воинская обязанность, служба в армии почетна и престижна. Девушки также призываются в войска, где переносят тяготы военной службы наравне с мужчинами.
В путешествии по острову нас будет сопровождать комендант гарнизона. Урбан Собиус усаживает нас на скамеечку возле штаба и обстоятельно читает лекцию об истории острова Корсо. Сергей быстро переводит с английского, а я едва успеваю конспектировать рассказ Урбана. Затем отправляемся на позиции. Дорога идет через небольшой лес с кряжистыми от морских ветров соснами.
Пушки возникают внезапно, позиции хорошо замаскированы, органично встроены в окружающий ландшафт. Бетон переходит в гранит и трудно отличить, где начинается и заканчивается подземное сооружение. Здесь установлены те самые 15-см орудия, снятые со старых линкоров «Gota» и «Wasa». Сегодня орудия и оборудование позиций законсервированы.
Спускаемся внутрь первой башни. Освещение работает, кабели и провода все на месте. Транспортер подачи снарядов готов к работе. На бронедверях тонкие резиновые прокладки, это означает что подземные сооружения на Корсо уже имели газовую защиту. С трудом залезаем в боевое отделение башни. Ровный, толстый слой смазки лежит на строле орудия и всех механизмах. Можно прочитать надпись на казеннике: — «Bofors, 1898 год, Вес 6025 кг, Ствол №8″. Вот так, 108 лет на службе в Королевском ВМФ! Все сохранено и план по сбору металлолома здесь вероятно выполнять не собираются. Вылезаем наружу, открытое море видно как на ладони, вид замечательный. Рядом с пушками расположена позиция 40-мм зенитного автомата.
Следующая остановка в нашей экскурсии по острову — маяк Корсо. Толстая каменная башня стоит здесь больше двухсот лет. Поднимаемся наверх по крутой каменной лестнице, идущей в стене. Наверху наблюдательный пост, море отсюда просматривается на большое растояние. Во время Второй мировой войны здесь был дальномерный пункт управления артиллерийским огнем.
После прогулки по воздуху нас приглашают в гарнизонную столовую. Все военные столовые похожи друг на друга. Знаменитые макароны по-флотски, только с овощами, крепкие, молодые ребята, сидящие за одним столом и горячий чай, все как и на другом берегу Балтийского моря.
После обеда, прощаемся с гостеприимным гарнизоном Корсо, дарим книгу «Пушки Курляндского берега» для библиотеки гарнизона, благо в книге есть аннотация и на шведском языке.
Обратная дорога проходит среди узких проливов и небольших островов. А вдали за кормой остается военный остров Корсо, страж центрального входа в Стокгольмский архипелаг.
Мы познакомились с батареями времен Первой и Второй мировых войн, а завтра нас ожидало путешествие на батареи периода Холодной войны, об этом следующий рассказ.
Юрий Мелконов
Рига — Стокгольм, май 2006 года
Фото Сергей Мелконов