Старший матрос Василий Иванович Мусинов
Статьи по Теме
Журнал «BALTFORT» продолжает публиковать воспоминания ветеранов военной службы. И особенно приятно, когда эти воспоминания принадлежат матросам береговых батарей, защищавших Ирбенский пролив. Великое братство людей, проходивших службу на острове Сааремаа, продолжает расширяться, и в наши ряды встают всё новые солдаты, матросы и офицеры.
Год рождения – 1927. Последний призыв
Василий Иванович Мусинов родился 6 апреля 1927-го года в Павинском районе Костромской области в деревне Королёво, что в ста километрах от станции Шарья.
Мать мальчика Анна Петровна умерла рано, и воспитывала его и сестру бабушка Ирина Митрофановна. Бабушка была очень доброй, сильно любила своих внуков и на уговоры родственников отдать их в детский дом ответила категорическим отказом, заботилась о сиротах. Жили они очень бедно, даже голодали.
До шестого класса Василий учился в сельской школе.
В 1941-ом году учёбу пришлось прервать – началась война. Мужчин призвали на фронт, в деревне требовались рабочие руки, и подросток пошёл работать в колхоз.
Василий и его друзья рвались защищать родину и сражаться с фашистами. И однажды пятеро мальчишек отправились в военкомат просить разрешения направить их на фронт добровольцами. Но военком приказал ждать призыва, сначала надо было подрасти.
Жить в то суровое время было трудно. Василий трудился в колхозе на всех сельхозработах. Два года подросток работал на лесозаготовках в Костромской области. Работа в лесу, особенно зимой, была очень тяжёлой. Ещё более тяжёлой и опасной стала работа на лесосплаве, куда тоже отправился Василий. Опасность представляли заторы. И это было ещё и очень страшно. Но он все эти испытания прошёл достойно.
В 1944-ом году Василий и его друзья дождались своего часа – ребят вызвали в военкомат и призвали в армию. Но отправили не на фронт, а учиться. Василию предстояла служба на флоте. Он получил назначение в Ленинград, а оттуда был отправлен в Кронштадт.
Учебный отряд Балтийского флота
Василия определили в Учебный отряд Балтийского флота, находившийся на улице Флотской, 10. В Учебном отряде Василий Мусинов находился полгода.
Подготовка была очень серьёзной. Василию Ивановичу запомнилась холодная и суровая зима 1945-го года в Кронштадте, продуваемом насквозь безжалостными ветрами. Утренние зарядки, пробежки на ледяном ветру – всё это осталось в памяти. «Стружку с нас снимали», – вспоминает Василий Иванович.
И ещё будущие матросы чистили ледовую дорогу между Ленинградом и Кронштадтом, убирали с неё снег. Тогда ещё шла война, везде соблюдалась светомаскировка.
Василий Иванович окончил учёбу в мае 1945-го года, получил специальность комендора-зенитчика.
В то время в Учебном центре всех матросов готовили на флот – в плавсостав.
Но распределение Василий Иванович получил в береговую оборону Балтийского моря – в ОВР (охрана водного района). Так он попал на полуостров Сырве эстонского острова Сааремаа.
Остров Сааремаа
Сааремаа (Saaremaa, Ösel, Эзель) – самый большой остров Эстонии и Моонзундского архипелага. Площадь – 2673 км². Четвёртый по величине остров Балтийского моря после островов Зеландия, Фюн и Готланд.
Размер острова с севера на юг – около 88 км, с запада на восток – 90 км. Сааремаа соединён с соседним островом Муху дамбой через пролив Вяйке-Вяйн, по дамбе проложена дорога. Столица острова – город Курессааре с населением около 16 тысяч жителей. Длина побережья острова – 1300 км, берег изрезан далеко выдающимися в море полуостровами и окружён маленькими островами (числом около 600).
Остров Сааремаа по своему стратегическому положению был важным местом боевых операций во времена Первой и Второй мировых войн. Там находились русские и советские военные гарнизоны, аэродромы и береговые батареи.
Полуостров Сырве находится на юге Сааремаа, он выдаётся на 30 км в Рижский залив и заканчивается в самой южной точке архипелага, на мысе Сааре.
Береговые батареи, расположенные на Сырве, выполняли важнейшую задачу защиты Ирбенского пролива.
18-й отдельный артиллерийский дивизион
Молодое пополнение из 50-ти человек доставили на морском буксире в порт Куйвасту. Машины новоприбывшим матросам-салагам не выделили, и почти 100 км они шли пешком до города Курессааре, столицы острова. Там всех матросов распределили по подразделениям и батареям.
Василий Мусинов попал в 18-й отдельный артиллерийский дивизион береговой обороны (18ОАД) Краснознамённого Балтийского флота, который дислоцировался на полуострове Сырве.
Там в это время находились береговые батареи.
Батарея № 87, три артустановки МУ-2 калибром 152 мм.
Батарея № 470, четыре артустановки МО-1-180 калибром 180 мм.
Батарея № 360, кадрированная батарея без матчасти. Создана на базе оставшихся сооружений знаменитой башенной батареи № 315 (4 х 180 мм) капитана Стебля. Пушек не было, и личный состав занимался приведением в порядок хозяйства батареи. Периодически откачивалась вода из артблоков и командного пункта.
Батарея № 458. Состояла из четырёх американских артустановок Mark 12 5″/38 калибром 127-мм (5 дюймов). Орудия были получены из США по ленд-лизу в 1944 году. Дислоцировалась у пристани Мынту.
458-я батарея
458-я батарея дислоцировалась у пристани Мынту.
Орудия располагались в кольцевых бетонных двориках. Установки были открытые, без щитов. Боезапас хранился рядом в отдельных погребах. Батарею начали строить в 1944-ом году и завершили в 1945-ом.
Командиром батареи № 458 в 1945-ом году был капитан Кожедуб.
Командиром огневого взвода, в котором служил Василий Иванович, – старший лейтенант Овчинников.
Командиром артиллерийского дивизиона тогда был майор Стенько.
Через много лет Василий Иванович Мусинов очень тепло вспоминает о нём. Особенно о том, как командир дивизиона награждал их, «салажат», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Командиром береговой обороны островного морского оборонительного района был полковник Терентий Максимович Зубов, впоследствии генерал-майор береговой службы. Подчинённые очень любили его, между собой называли «батей». «Хороший был мужик, сибиряк», – вспоминает Василий Иванович. Мусинов хранит письмо Т. М. Зубова до сих пор – в нём благодарность за доклад, который Василий Иванович сделал по службе.
На батарее, где служил Василий Мусинов, было 150 матросов. Жили они в деревянной щитовой казарме. Отдельного помещения для штаба не было, вся канцелярия размещалась тут же в казарме. Командир батареи вместе с семьёй жил неподалёку – в доме «на горке».
В расположении батареи была своя столовая. В баню матросы ходили в деревню Лябара, которая находилась в двух километрах от Мынту. Там ещё до войны в 1940-ом году был построен большой и хорошо оборудованный военный городок для личного состава батареи № 315.
Командно-дальномерный пункт батареи размещался на простой деревянной вышке. Наверху находился дальномер с шестиметровой базой, и дальномерщики определяли дальность до цели.
Mark 12 5″/38 – американское 127-мм корабельное орудие. 5″ – калибр орудия в дюймах, 38 – длина ствола в калибрах.
Артиллерийские установки существовали в нескольких вариантах исполнения: открытом, со щитом, открытом сзади и полностью закрытом (башенные установки), с установкой на центральном штыре или кольцевом погоне. Установки были приняты на вооружение в 1934 году.
Масса – 1810 кг, длина – 5,685 м, раздельное заряжание, скорострельность – 15 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – 16,6 км.
Следует обратить внимание на то, что этих орудий было выпущено в США 8000 штук. Напомним, что аналогичное орудие Б-13 калибром 130 мм в СССР производил только один завод «Большевик» (бывший Обуховский завод) и таких установок было выпущено около 400 штук на всю береговую оборону СССР, в том числе корабельные установки.
Американские орудия на 458-й батарее находились на открытых площадках, броневых щитов не было. Служба на Сырве была очень напряжённой, постоянно следили за обстановкой в море, часто проводились учебные боевые тревоги. Всё море перед пристанью Мынту и в Ирбенском проливе было под прицелом – держали «на мушке».
Василий Иванович в боевом расчёте был наводчиком. Наводчиков на орудии два – левый и правый. Левый наводит по вертикали (выше-ниже), правый – по горизонтали. Василий Мусинов был правым наводчиком и наводил пушку влево-вправо по горизонту.
Потом Мусинова назначили почтальоном, он должен был собирать и возить почту. Дело это было очень ответственное, и доверить его можно было только особо надёжному человеку. Ездить надо было в город Курессааре, где размещалось главное отделение связи. Приходилось возить и секретную почту, для этого, по инструкции, почтальон должен быть вооружён, поэтому Василий всегда ходил с оружием.
Служба на материке
Военная служба Василия Ивановича Мусинова продолжалась до 1951-го года. В 1950-ом году батарею на Мынту расформировали и личный состав перевели в Ригу.
В Риге уже была 100-мм батарея с пушками на колёсах. Дислоцировалась она в Царникаве на берегу моря. В то время повсеместно старались уходить от неподвижных береговых батарей и переходить к пушкам на мехтяге.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что одним из главных недостатков стационарных береговых батарей является их неподвижность.
В первое послевоенное десятилетие произошло бурное развитие подвижных береговых артустановок. Одними из первых появились 100-мм артустановки КСМ-65.
Кроме береговой обороны, советская военная доктрина предусматривала стремительное наступление сухопутных войск, которые в первые же дни войны должны были находиться в зоне проливов Балтики и Чёрного моря. Поддержку войскам должна была оказывать подвижная артиллерия разных калибров.
Государственные испытания первая мобильная «сотка» прошла на острове Сааремаа. Уже в мае 1952-го года из опытной батареи КСМ-65 была сформирована 82-я батарея, которая вошла в состав 1569-го отдельного артиллерийского дивизиона Рижской Военно-морской базы.
После демобилизации
После демобилизации старший матрос Василий Мусинов остался в Риге.
По рекомендации и направлению командира батареи капитана Кожедуба Мусинов пошёл работать на судоремонтный завод в Милгрависе. Кожедуб, встретившись со своим матросом и давая ему характеристику, сказал тогда: «Таких нам и надо!»
Василий Иванович отправился на завод. Все документы Мусинову оформили, как положено, и его быстро приняли на работу.
Василий Иванович был занят на разных работах: трудился на лесопильной машине и даже был формовщиком в литейном цехе на судоремонтном заводе, выбивал формы. Это был очень тяжёлый труд – казалось, что земля горит рядом.
Василий Иванович съездил на родину в Костромскую область. Бабушка тогда уже умерла. Мусинов хотел устроиться у родных – у тетки и дяди в Кинешме, но жить и работать там было негде.
Василий вернулся в Ригу и пошёл работать столяром на мебельную фабрику «Рига» на улице Твайка.
Василий Иванович женился. У него и Анны Валентиновны родилась дочь Зоя. Отец очень любит дочку и в детстве много занимался с ней. Соседи даже в шутку спрашивали: «Почему дочка всегда с папой?»
Жена Анна была родом из-под Лудзы, из самой восточной точки Латвии. По воспоминаниям, в те годы люди жили очень дружно, ходили в магазин или в кино «за границу»: из России в Латвию – за белым хлебом, из Латвии в Россию – в клуб смотреть фильмы.
Супруги прожили вместе большую и долгую жизнь. К сожалению, год назад Анны Валентиновны не стало.
В 1965-ом году работники мебельной фабрики «Рига» начали строить 42-квартирный дом в Саркандаугаве на улице Аптиекас. Два года 42 человека вместе без отрыва от производства вели строительство. Так Василий Иванович своими руками построил жильё – двухкомнатную квартиру для своей семьи.
Дочь Зоя окончила Рижский политехнический институт, по специальности она инженер-строитель. Затем родилась внучка Анна, которую дедушка тоже очень любит. Анна выросла, окончила университет и стала юристом.
Примечательно, что в свадебное путешествие этим летом Анна и её муж Иван отправились на остров Сааремаа, где более полувека назад служил матросом дедушка Василий Иванович.
Автомобильное путешествие на остров оставило у молодожёнов самые прекрасные впечатления. Они проехали от порта Куйвасту через весь остров до города Курессааре, этот путь когда-то Василий Мусинов проделал пешком.
Побывали молодые и на мысе Сааре в военном музее, где энтузиасты военной истории острова Сааремаа Мати Мартинсон и Тыну Велдре помнят батарею на Мынту. Они и посоветовали Анне и Ивану обратиться в Риге к исследователю и писателю Юрию Мелконову.
Такая встреча состоялась дома у Василия Ивановича 18 февраля. Крепкое рукопожатие, хорошая память, уют в доме говорили о том, что ветеран встретит своё 90-летие в апреле этого года в кругу семьи, окружённый теплом и заботой родных людей.
50 лет трудового стажа
Василий Иванович Мусинов достойно проработал на мебельной фирме «Рига» 50 лет, до 1991-го года. О нём писали в газетах как о прекрасном мастере своего дела. Он награждён медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почёта» (1981-й год), многими почётными грамотами.
Также награждён орденом «Великая Отечественная война». Особо Василий Мусинов ценит медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», которую ему вручил в далёком 1945-ом году командир дивизиона майор Стенько.
Каждый год, как и все ветераны, Василий Иванович Мусинов получает поздравления от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
В семейном архиве до сих пор хранится Краснофлотская книжка старшего матроса Василия Ивановича Мусинова. В ней написано: «Иметь всегда при себе. Без книжек задерживать». Так что верность присяге и воинскому долгу ветеран честно пронёс через долгие годы.
Хочется пожелать Василию Ивановичу крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Юрий Мелконов
Светлана Данилина
Фото Сергея Мелконова и из семейного архива Мусиновых
Ответ Анны, внучки Василия Ивановича, на статью на сайте melkon.lv
Добрый день Светлана и Юрий Юрьевич!
Мы прочитали Вашу статью, очень она нам понравилась, дедуля очень доволен, он так ждал, всё время спрашивал, нет ли её ещё.
Огромное спасибо Вам и Юрию Юрьевичу за эту статью, за внимание к нашему дедуле. Последнее время он оживился, появился интерес к жизни, возможно даже Вы подарили ему несколько лет жизни и за это я и мама Вам очень благодарны.
Спасибо, что Вы занимаетесь таким благородным делом, удачи Вам в Вашей работе!
Ещё раз большое спасибо.
С уважением, Анна.