Балтийский перехват
Приглашение побывать на международных учениях военно-воздушных сил в Таллине поступило от пресс-службы Авиационного командования НАТО в Рамштайне. Надо сказать, что в последнее время в небе Балтийских стран наблюдается усиление авиационной активности, поэтому было интересным познакомиться с организацией и методикой проведения авиационных учений.
Дорога из Риги в Таллин с соблюдением скоростного режима (90 км/час) и привалом для пикника занимает четыре с половиной часа. Вечер мы провели у камина в доме гостеприимного Сергея Ивановича Макаревского. Сергей Иванович с внуком, разговор о прошедших и будущих походах на острова, рассказы о новых книгах, бутылка хорошего вина, мясо, приготовленное на углях, что ещё лучше можно придумать в вечернем Таллине.
День второй
Утром 23 марта в 10.30 мы были в VIP-зале Таллинского международного аэропорта. Здесь собрались командиры авиационных соединений участников учений, представители СМИ, наблюдатели и гости учений. VIP-зал в Таллинском аэропорту небольшой, но уютный и хорошо оборудованный. Судя по записям в книге почётных гостей, Таллин часто посещают известные люди и среди них Дима Билан, Анастасия Волочкова и даже Роман Абрамович!
В 11.00 началась пресс-конференция. В ней участвовали представитель эстонского министерства обороны Sven Sakkov, представитель авиабазы в Рамштайне генерал-лейтенант германских ВВС Friedrich Ploeger, командир ВВС Эстонии бригадный генерал Valeri Saar, полковник шведских ВВС Johan Svetoft.
Пресс-офицер авиабазы в Рамштайне полковник-лейтенант Thomas Dillschneider подробно рассказал о сценарии учений и о тех событиях, которые будут развиваться в аэропорту Таллина на сегодняшнем Дне прессы.
Главная цель учений выглядела вполне благородно – отработка всеми странами-участницами совместных действий по оказанию помощи самолёту, совершающему полёт над Балтийским морем и потерявшем возможность радиосвязи и навигации.
Ситуация сценария не такая уж и фантастическая, если вспомнить, что 15 сентября 2005 года пилот самолёта Су-27 российских ВВС в результате отказа навигационного оборудования потерял ориентацию и, исчерпав запас горючего, катапультировался. Самолёт упал на территорию Литвы, что вызвало бурный политический скандал.
В первый день учений 22 марта отрабатывалась задача по обнаружению самолёта в районе северной части Балтийского моря. Роль самолёта, потерявшего радиосвязь, выполнял военно-транспортный самолёт литовских ВВС С-27 Spartan.
С-27 Spartan – тактический военно-транспортный самолёт, разработан американской фирмой «Chrysler Technologies Airborne Systems Inc.» на базе итальянского транспортного самолёта Alenia G222. Серийное производство начато в августе 1991 года.
Литовский «Спартан» пересёк Балтийское море и вторгся в воздушное пространство Швеции в районе Стокгольмских шхер. Там он был перехвачен двумя шведскими истребителями JAS 39 Gripen из авиаподразделения F-17.
Многоцелевой истребитель Gripen создавался в Швеции, начиная с середины 1980-х годов, на качественно новом уровне как самолёт четвёртого поколения, который одновременно может выполнять функции перехватчика, разведчика и ударного самолёта. Gripen выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности и имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-1.
Балтийские региональные авиационные учения (Baltic Region Training Event – BRTE VIII) проводятся уже в восьмой раз, однако впервые в них участвуют военно-воздушные силы Швеции. Сотрудничество выполнялось в рамках программы «Партнёрство ради мира» (PfP). На учениях шведы связались с центром управления воздушной обстановкой НАТО и передали самолёт-нарушитель патрулю «воздушной полиции» НАТО. Два германских истребителя F-4 Phantom из дежурного подразделения авиабазы Зокняй в Литве приняли «Спартан», сопроводили его до посадки в аэропорту «Таллин». Один «Фантом» совершил посадку в Таллине, второй вернулся в Зокняй.
На следующий день 23 марта тренировки в воздухе продолжались. На этот раз роль самолёта-нарушителя выполнял польский военно-транспортный самолёт C-295 CASA.
С-295 CASA – лёгкий турбовинтовой военно-транспортный самолёт. Разработан консорциумом Airtech во главе с испанской фирмой CASA и индонезийской фирмой Industri Pesawat Terbang Nusantara. С-295 является развитием конструкции самолёта CASA CN-235 и превосходит предшественника на 50% по грузоподъёмности и дальности. Первый полёт прототипа самолёта состоялся в 1998 году.
Перехват над морем осуществил второй германский «Фантом», который и привёл поляка в таллинский аэропорт. Польский самолёт совершил посадку, а «Фантом» ушёл на свой аэродром в Зокняе.
Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (McDonnell Douglas F-4 Phantom II) – многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения. F-4 по праву можно считать одним из самых удачных и универсальных боевых самолётов. Этот самолёт был разработан по заданию Военно-морского флота США в основном с целью защиты кораблей и предназначался для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того, на него возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость, большую, чем у F-104 «Старфайтер», находившегося в то время на вооружении ВВС США, последние также проявили к этой машине самый живой интерес и впоследствии заказали «Фантом» и для себя. Поначалу F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который использовался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.
Некоторые положения IСAO по перехвату гражданских воздушных судов:
Обеспечение беспрепятственного опознавания гражданских воздушных судов (ВС) органами управления перехватом, не прибегая к перехвату, предполагает выполнение всеми эксплуатантами гражданских ВС следующих требований:
1. Все полёты гражданских ВС должны выполняться с представлением плана полёта с таким расчётом, чтобы он был обеспечен диспетчерским обслуживанием.
2. При выполнении полёта в контролируемом воздушном пространстве экипаж ВС должен осуществлять непрерывное прослушивание эфира на соответствующей частоте органа ОВД и по мере необходимости устанавливать с ним двустороннюю связь, докладывая пролет установленных контрольных точек по маршруту.
3. Крайне желательно наличие на борту ВС ответчика вторичного обзорного радиолокатора.
4. Гражданские ВС должны оснащаться навигационным оборудованием, которое позволяет им выполнять полёты в соответствии с представленным планом и требованиями органа ОВД.
5. ВС не должны выполнять полёты в запретных зонах или зонах ограничения полётов, информация о которых была соответствующим образом опубликована, за исключением случаев, когда полёт может выполняться в этих зонах в соответствиями с условиями установленных ограничений или с разрешения государства, над чьей территорией установлены такие зоны.
6. В случае отклонения от линии пути предпринять меры для корректирования курса ВС в целях быстрейшего возвращения его на линию заданного пути.
Учитывая потенциальную опасность перехвата гражданских ВС, предпринятого в качестве крайней меры, Совет ИКАО сформулировал рекомендации, которые государствам — членам ИКАО рекомендуется выполнять посредством соблюдения соответствующих нормативных и административных актов.
Для устранения или уменьшения опасных последствий, связанных с перехватом, следует прилагать все возможные усилия для обеспечения координации действий между пилотами и соответствующими наземными органами. С этой целью необходимо, чтобы все пилоты гражданских ВС чётко знали правила перехвата по ИКАО, порядок действий, которые им следует предпринимать, а также применяемые визуальные сигналы и их значение.
Правила перехвата по ИКАО
Экипаж ВС, перехватываемого другим ВС, без промедления:
1. Выполняет указания ВС — перехватчика, отвечая на подаваемые им воздушные сигналы.
2. Уведомляет об этом, если возможно, соответствующий орган ОВД.
3. Предпринимает попытку установить радиосвязь с ВС — перехватчиком или с соответствующим органом, управляющим перехватом, производя общий вызов на аварийной частоте 121,5 МГц, указывая опознавательный знак, индекс ВС и характер полёта. Если связь не установлена, при возможности повторяет этот вызов на аварийной частоте 243 МГц.
4. Устанавливает на транспондере (СОМ — 64) режим «А», код 7700, если не было других указаний диспетчерской службы.
Если радиосвязь с ВС — перехватчиком установлена, но осуществление связи на общем языке невозможно, экипаж предпринимает попытку передать необходимую информацию и сообщение о подтверждении указаний, используя следующие фразы и произношение:
CALSIGN – Ваш позывной
FOLLOW – Следуйте за мной
DISEND – Снижайтесь для выполнения посадки
YOU LAND – Садитесь на этот аэродром
PROCEED – Следуйте своим курсом
Ответные сообщения:
WILKO – Вас понял, выполняю
CANNOT – Выполнить не могу
REPEAT – Повторите ваши указания
AM LOST – Потерял ориентировку
MAYDAY – Терплю бедствие
HIJACK – Подвергся нападению
LAND – Требую совершить посадку (наименование пункта)
DICEND – Требую снижения
Сигналы самолёта-перехватчика при отсутствии радиосвязи:
Вы перехвачены, следуйте за мной. Днём – покачивание крыльями, находясь немного выше, впереди и, как правило, слева от перехватываемого ВС. После подтверждения принятия сигнала – медленный отворот в горизонтальной плоскости, как правило, влево для выхода на нужный курс. Ночью – те же действия, что и днём, и дополнительно «мигание» аэронавигационными огнями через неравномерные промежутки времени.
Следуйте своим курсом. Днём или ночью – резкий отрыв от перехватываемого ВС путём разворота на 90° или больше с набором высоты без пересечения линии полёта перехватываемого ВС.
Выполняйте посадку на этом аэродроме. Днём – полёт по кругу над аэродромом, выпуск шасси и пролёт ВПП в направлении посадки.
Разбор полётов
Присутствующие на учениях командиры дали интервью СМИ, а сами журналисты имели возможность осмотреть самолёты и задать вопросы пилотам и должностным лицам.
Большое удовлетворение учениями высказал подполковник Алекс Берк, командир подразделения германских ВВС в Зокняе: «Это было значительным достижением, когда наши шведские партнёры на истребителях Gripen передали литовский Spartan германскому истребителю Phantom, который сопроводил его в эстонский аэропорт. При этом всеми этими процессами управляли Центры управления воздушным движением Швеции, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Учения BRTE – хорошая возможность для совершенствования навыков и обучения в многонациональной окружающей среде».
«Я очень счастлив быть здесь в Таллине, чтобы увидеть первые учения BRTE, в которых сотрудничает партнер программы «Партёрство ради мира» (PfP), – сказал генерал-лейтенант Friedrich Ploeger, представитель союзного авиационного командования в Рамштейне, – и важно, что НАТО развивает свои связи с региональными партнёрами, такими как Швеция, чтобы установить и осуществить общие меры, которые увеличивают безопасность маршрутов воздушного движения. Я также ценю участие польской стороны, которая обеспечила самолёт C-295 CASA для части COMMLOSS во второй день учений».
«Я благодарен за то, что шведские военно-воздушные силы впервые приглашены к сотрудничеству в BRTE VIII, – заявил полковник Johan Svetoft, командующий шведского авиакрыла F-17 истребителей Gripen, – этот случай помог нам улучшить взаимоотношения между военно-воздушными силами Швеции и НАТО. Было важно скоординировать наши усилия при оказании помощи самолёту, попавшему в бедствие. Учения прошли успешно и мы рады, что всё прошло благополучно».
Командующий Силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Ants Laaneots отметил: «Проведение подобных учений очень важно для пилотов НАТО и также для наших контрольных служб. Шведское участие – хороший сигнал. Мы надеемся расширять участие региональных партнёров». Laaneots также подчеркнул важное политическое значение учений BRTE: «Это очень полезно, что НАТО показывает свое присутствие здесь».
«Мы счастливы принять гостей на учениях BRTE, – добавил бригадный генерал Valeri Sаар, командир военно-воздушных сил Эстонии, – это прекрасная возможность для обучения балтийских воздушных диспетчеров (BALTNET). Учения BRTE VIII также продемонстрировали возможности гражданско-военного сотрудничества. Вчера шведская и эстонская авиадиспетчерские службы (AДC) были вовлечены в организацию полётов, а сегодня польская, эстонская и латвийская AДС скоординировали свои действия с вооружёнными силами. Главная задача – обеспечить координацию и взаимодействие различных служб, чтобы в случае возникновения проишествий в воздушном пространстве военные и гражданские власти могли бы сотрудничать для обеспечения посадки самолёта в одном из аэропортов Латвии, Литвы или Эстонии».
Встреча с «Фантомом»
Авиатехника, участвующая в учениях, была выстроена на поле аэродрома «Таллин». Польский и литовский транспортники были в общем-то похожи – самолёты одного класса, выполняющие достаточно много работы по перевозке военных грузов. Каждый из них летал и в Ирак, и в Афганистан, то есть туда, где дислоцируются национальные воинские контингенты.
Истребитель F-4 Phantom стоял в одном ряду с транспортниками, которых он перехватывал над Балтийским морем.
Для меня встреча с этим самолётом была очень волнующей. «Фантом» – ровесник моей авиационной биографии. В 1967 году, когда я поступил в Московский авиационный институт, «Фантом» уже состоял на вооружении ВВС и ВМС США. Для нас, молодых авиационных инженеров, «Фантом» был верхом современной авиационной мысли, совершенством конструкции, сочетанием лётных качеств и боевых возможностей. Американские самолёты всегда отличались от советских повышенной нагрузкой на крыло, что несколько снижало манёвренность самолёта, но повышало бомбовую нагрузку. Надо сказать, что «Фантом» довольно сложен в пилотировании, не очень хорошо ведёт себя на больших углах атаки и имеет тенденции к сваливанию в штопор.
«Фантом» мог нести свыше семи тонн бомб и активно участвовал во всех войнах второй половины прошлого века.
«Фантом» не был ангелочком с белыми крылышками, он был самолётом-солдатом и хорошо делал свою военную работу. Во Вьетнаме он сбрасывал на позиции вьетконговцев бомбы и баки с напалмом, сжигая всё живоё на земле. На Ближнем Востоке «Фантомы» были на вооружении ВВС Израиля, и все конфликты в том тревожном регионе всегда сопровождались хищной тенью этого ястреба.
Вспоминаются расказы наших инженеров-эксплуатационщиков зенитно-ракетных комплексов о событиях в Египте в начале 1970-х годов.
Из рассказа Ивана Михайловича Камышникова: «Сидим мы в пальмовой рощице в трусах за столом, выпиваем. Только что пролетел израильский самолёт-разведчик, и командир дивизиона приказал пусковые установки ЗУР (зенитных управляемых ракет) передислоцировать на запасную позицию. Машины перевезли пусковые установки, боевые расчёты быстро провели развёртывание. Сидим, ждём.
Пока время было, я окопчик откопал рядом со столом, типа щель, как на войне мы делали для укрытия от самолётов. Откуда пара «Фантомов» выскочила, я даже и не успел заметить, только тени мелькнули, да пальмы закачались от вихрей горячего воздуха. Я прямо от стола – прыг в окопчик и смотрю. Бомбы легли точно на старые позиции дивизиона, рвануло сильно, почти всю площадь накрыли.
Но наш комдив – тоже не промах, успел сделать пуски вдогонку «Фантомам» в заднюю полусферу. Смотрю, ракеты пошли, первая догоняет «Фантом», срабатывает радиовзрыватель, взрывается боевая часть. И вижу, как от нашей ракеты летит вперёд, кувыркаясь, 4-й отсек (отсек порохового двигателя, прочная труба такая, метра два длиной. – Прим. Ю.М.) и этим четвёртым отсеком как даст по «Фантому» – тот в щепки! Вот такие были дела. Наливай!»
Богатая боевая биография у самолёта «Фантом», но в тот день 23 марта 2011 года, когда самолёты НАТО уже бомбили Ливию, было как-то приятно сознавать, что правительство Германии проявило политическую мудрость и не участвует в той военной авантюре. А старый солдат «Фантом» выполняет гуманитарную миссию, помогая попавшим в беду самолётам. И весьма достойно сожаления решение шведских властей послать истребители Gripen на Сицилию для участия в бомбардировках Ливии.
По планам НАТО намечено, что девятые учения BRTE пройдут в июле 2011 года в Латвии.
Балтийское море – море мира
Военная активность на Балтике должна быть сокращена. И главный лозунг дня остаётся прежним: «Балтийское море – море мира!»
Юрий Мелконов
Фото Сергей Мелконов