Перехват над морем
Статьи по Теме
Балтийские региональные учения военно-воздушных сил Baltic Region Training Event проходят обычно три раза в год — весной, летом и осенью.
Весной отрабатывают перехват самолётов над Балтикой, летом — практикуются в обучении передовых авиационных наводчиков на полигоне в Адажи. Осенью проводят занятия по оказанию помощи экипажам аварийных самолётов.
Этой весной 27-28 марта в литовском городе Шяуляе, на авиабазе Зокняй, прошли очередные, одиннадцатые по счёту, учения Baltic Region Training Event (BRTE XI).
Главная цель учений — отработка взаимодействия военно-воздушных сил разных стран для оказания помощи самолётам, попавшим в аварийную ситуацию над Балтийским морем.
В учениях принимали участие германские истребители F-4F Phantom, базирующиеся на авиабазе Зокняй в рамках миссии патрулирования воздушного пространства над Балтией, шведские истребители JAS-39 Gripen, финские истребители F-18 Hornet и военно-транспортный самолёт литовских ВВС C-27 Spartan, которые отрабатывали процедуры передачи ответственности. Тренировочные полёты организовывал Штаб командования Воздушными силами НАТО в Рамштайне (Германия), наведение самолётов осуществлялось из Центра управления в германском Уедеме, из литовского центра управления в Кармелава, национальными центрами управления воздушным движением Швеции, Финляндии. Если в прошлом году в аналогичных учениях участвовали польские ВВС, то в этом году их не было. Латвийские ВВС в учениях замечены не были, эстонские военно-воздушные силы в период учений провели тренировки по организации спасательных операций по оказанию помощи пилотам самолётов, попавшим в аварийную ситуацию.
День первый
В первый день учений 27 марта роль аварийного самолёта играл литовский военно-транспортный самолёт C-27 Spartan. Он вылетел с авиабазы Зокняй, совершил полёт над Балтикой и был перехвачен шведскими истребителями JAS-39 Gripen в небе над островом Готланд. Полёты проходили на высоте свыше 20000 футов (6000 метров). По легенде учений самолёт потерял радиосвязь и не отвечал на установленные международные сигналы. Шведы обнаружили аварийный самолёт, сообщили его координаты в центр управления, подняли свои истребители, которые установили контакт с литовским «Спартаном». Центр управления вызвал из Шяуляя два германских «Фантома», которые встретили и сопроводили самолёт до аэродрома Зокняй. Надо сказать, что шведы участвовали у подобных учениях второй раз, первый раз — в марте 2011 года в Таллине.
Известно, что дальность обнаружения самолётной РЛС (радиолокационной станции) у «Фантома» небольшая — около 90 км, поэтому Центр управления в Уедеме передаёт перехватчикам координаты цели и сообщает курсовой угол, то есть направление, в котором необходимо следовать перехватчику. Затем «Фантом» устанавливает радиолокационный контакт с целью, а за 25–20 км — визуальный контакт. В случае необходимости при плохой видимости для контакта с целью может использоваться станция инфракрасного обнаружения.
День второй
Сценарий второго дня учений 28 марта повторял первый день, только на этот раз литовский «Спартан» долетел до Финского залива, где и был перехвачен финскими истребителями F-18 Hornet. Финляндия, как известно, не является членом НАТО, но участвует в программе «Партнёрство ради мира», провозглашённой альянсом в 1994 году. Финские самолёты принимали участие в учениях Baltic Region Training Event в первый раз.
Вот как описывают сами финны действия по перехвату самолёта.
Сигнал тревоги прозвучал на авиабазе в Тампере в 8.28 28 марта 2012 года. Спустя четыре минуты два истребителя F-18 Hornet военно-воздушных сил Финляндии осуществили взлёт. (Столь быстрое реагирование говорит о том, что финские самолёты находятся на боевом дежурстве в высокой степени готовности, — melkon). Их задача — перехватить самолёт, который не соблюдает международные правила воздушного движения. После терактов 11 сентября 2011 года наблюдение за европейским воздушным пространством является очень чувствительной темой для всех государств-членов альянса и их партнёров.
Неопознанный самолёт только что вошёл в финское воздушное пространство. Он не отвечает, нарушая международные стандарты. Поэтому я полечу и посмотрю, что происходит, — говорит старший лейтенант К. Микко — пилот истребителя F-18 Hornet ВВС Финляндии. — Его задача — определить тип и принадлежность самолёта, который ведёт себя необычно, перехватить его в соответствии с требованиями безопасности воздушного пространства Финляндии и сообщить информацию в национальный центр воздушных операций в Тампере.
Вообще обнаружить подозрительное поведение самолёта — это обязанность контролёров в Финском центре воздушных операций. О том, что самолёт приближается к воздушному пространству страны, сообщается в Центр воздушных операций НАТО в германском городе Уедеме.
Современные средства коммуникаций позволяют быстро и точно произвести обмен информацией о полёте и данными радиолокационных наблюдений между национальными Центрами воздушных операций. Весь обмен информацией ведётся на английском языке.
Деятельность воздушных операционных центров осуществляется круглосуточно, ежедневно, круглогодично. И все европейские центры являются неотъемлемой частью комплексной системы ПВО НАТО — NATIDANS, которая находится в эксплуатации более 50 лет.
Новая вводная
Сценарий учений включал в себя ещё несколько вводных. Вообще же это характерно для всех руководителей учений — как можно больше усложнить процесс обучения, чтобы участники могли отработать множество ситуаций.
На этот раз поступила вводная: «Технические проблемы возникли у одного из самолётов НАТО. Пилот сбросил боеприпасы в безопасном месте и катапультировался». На земле пилот обозначает своё место сигнальными ракетами, действие происходит в эстонской зоне ответственности в районе авиабазы Эмари в первый день учений. Эстонская сторона организовала спасательную операцию с участием поисково-спасательного вертолёта Agusta-Westland AW 139 эстонской пограничной охраны.
Воздушная полиция
НАТО считает, что «воздушная полиция» — это один из примеров коллективной безопасности для стран Балтии и других стран членов НАТО. Страны Балтии не имеют собственных средств для контроля над воздушным пространством, и другие страны альянса принимают участие в осуществлении миссии «воздушной полиции» на ротационной основе с 2004 года на литовской авиабазе Зокняй в Шяуляе.
Германия развернула свои «Фантомы» в Шяуляе в начале января 2012 года, приняв дежурство от Дании. Завершат свою миссию немцы 27 апреля, передав эстафету польским истребителям МиГ-29.
8 февраля Совет НАТО решил, что воздушное патрулирование Baltic Air будет продолжаться, требования и мероприятия к этому процессу регулярно пересматриваются и совершенствуются.
Надо отметить, что кроме Балтийских стран, есть и другие государства-члены НАТО, которые используют солидарность Альянса для обеспечения их ПВО.
Например, Бельгийские ВВС обеспечивают целостность воздушного пространства Люксембурга. Некоторые государства-члены НАТО по очереди развёртывают свои истребители для защиты Исландии, а Албания и Словения полагаются на итальянские авиационные средства для обеспечения своей противоздушной обороны на постоянной основе.
Умная ли оборона?
Во всех официальных источниках НАТО осуществление «воздушной полиции» в небе стран Балтии преподносится как пример «Умной обороны» (Smart Defence). При этом подчёркивается, что во многих странах происходит старение парка самолётов-истребителей, и объединение усилий разных стран поможет решить эту проблему в условиях ограничения финансовых ресурсов.
«Может быть включён механизм многонационального сотрудничества на региональном уровне в области приобретения, эксплуатации и технического обслуживания истребителей в интересах группы стран» — так высказывался руководитель группы Smart Defence в НАТО Людвиг Декампс (Ludwig Decamps).
В то же время для Балтийских стран прямые и косвенные расходы на содержание воздушного патрулирования увеличатся. (Балтийские страны планируют в течение ближайших трёх лет более чем на
50 процентов увеличить свой вклад в операцию патрулирования воздушных сил НАТО над Латвией, Литвой и Эстонией. В 2011-ом году вклад Балтийских стран в операцию патрулирования составил 1,5 миллионов лат, планируется, что в 2015-ом году он составит уже 2,5 миллиона лат, — melkon. News 20.02.2012).
Надо сказать, что некоторые страны не испытывают большого энтузиазма по поводу осуществления воздушной миссии над Балтией и тратить свои деньги в чужом небе только из-за атлантической солидарности. Обычно политикам трудно убедить своих избирателей в необходимости таких затрат.
Однако НАТО — довольно крепко организованная организация, с большим политическим опытом и умением находить выход из самых различных ситуаций.
Две минуты в небе Литвы
29 марта Послу России в Вильнюсе вручена нота в связи с нарушением воздушного пространства Литвы. Как сообщается на сайте МИД Литвы, несколько дней назад в воздушное пространство республики вторгся российский военный самолёт Су-27.
Утверждается, что 27 марта в 19:17-19:19 по местному времени российский самолёт над городом Виштитис влетел на литовскую территорию на 12 км, затем вернулся на территорию РФ, в Калининградскую область. В связи с этим замминистра иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичюс попросил посла проследить за тем, чтобы подобное не повторялось.
Балтийское море — море мира
Военная активность на Балтике вполне объяснима политическими и геополитическими интересами стран региона, а также гуманными соображениями оказания помощи терпящим бедствие самолётам, но автору более импонирует лозунг, который был популярен на Балтике на рубеже 50-60-х годов: «Балтийское море – море мира!» Вызывает недоумение, что в учениях не принимают участие представители России, как страны имеющей интенсивный авиатраффик над акваторией Балтийского моря.
В публикации использованы материалы с сайтов melkon.lv, kam.lt, mil.lv, mil.ee, nato.int, airn.nato.int
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова