Боевое дежурство
Статьи по Теме
После авиационного шоу журналистов повезли в дальную часть аэродрома, где расположено как раз то самое дежурное звено американских истребителей, которое должно защитить страны Балтии от нападения с воздуха, если что…
На советских аэродромах в приграничных военных округах, а аэродром Зокняй таковым и являлся, самолёты рассосредотачивались по аэродрому в три группы — 1-я эскадрилья, 2-я эскадрилья и 3-я эскадрилья.
Каждая эскадрилья состояла из 12-13 самолётов (три звена), истребители укрывались в мощных бетонных укрытиях (капонирах), способных выдержать ядерный удар. Так и в Зокняе в дальней зоне (3-я зона) тоже расположены капониры и там дислоцируется звено воздушной полиции НАТО — четыре самолёта F-15 ВВС США.
Однако натовские самолёты в советских бетонных укрытиях не стоят — габариты не позволяют, размах крыльев другой. Хотя сами капониры используются для складирования различного аэродромного оборудования и технического имущества.
Для укрытия авиатехники в Шяуляе ещё 10 лет назад построили лёгкие ангары из прорезиненной ткани и они исправно много лет укрывали дежурную смену самолётов. Год назад литовцы внедрили для натовских самолётов два двухместных ангара жёстской конструкции, что обеспечило нормальную эксплуатацию истребителей в любое время года и в любых погодных условиях.
Cлужба по Уставу
Надо сказать, что зона дислокации дежурного звена усиленно охраняется, и караул несёт свою службу уже по-настоящему, в полном соотвествии с «Уставом гарнизонной и караульной службы», что видно невооружённым глазом. Внешний контур охраняют литовцы, а внутренние посты обеспечивают сами американцы. Так что всё устроено грамотно и всегда приятно видеть хорошую военную работу. Но и боевое дежурство есть действие непростое — прежде всего выполнение боевой задачи.
Журналистов расположили вдоль дорожки, рассказали откуда появятся самолёты, которые будут взлетать по боевой тревоге. Пояснения давал американский офицер подполковник Марк Садлер.Я спросил его — какой норматив времени вылета от сигнала до старта? «Точного норматива мы не устанавливаем, всё делается максимально быстро. Пилот может находиться в лётном костюме и в постоянной готовности к вылету, а может и отдыхать» — рассказал американец. Пришёл техник самолёта и раздал всем бируши — тампончики в уши, шум от двигателя очень большой.
Затем все замерли в ожидании действия.
Вылет по тревоге
Раздался сигнал сирены и ангар пришёл в движение. Стали подниматься передняя и задняя стенки, техники засуетились вокруг машин. Лётчик уже бежал, застёгивая на ходу шлем, через минуту он в кабине и нажимает кнопку запуска двигателя. Обычно двигатель через 45 секунд выходит на режим нужных оборотов. Включены БАНО (бортовые аэронавигационные огни), опробывано движение рулевых поверхностей самолёта.
Техники отключают аэродромное питание и истребитель полностью переходит на питание от бортовых электрогенератов. Вообще движения механиков очень чёткие, рациональные, больше всё это похоже на балет. Эти людм умеют делать свою работу!
Самолёт свободен и может двигаться, но теперь оружейники снимают предохранители с ракет (красноту) и перехватчик готов к бою. Сигнал руками и машина двинулась вперёд, поворот налево и движение по рулёжке. В это время механики приседают и ещё раз смотрят снизу — нет ли каких либо неисправностей, утечек жидкостей. Следом за первым самолётом двигается второй. Перехватчики выруливают на старт, двигатели на форсаж и с интервалом в две минуты взлетают.
Смотрю на время — все операции от сигнала тревоги до старта заняли 5 минут. Вполне в норме, соответсвует советским требованиям для самолётов на боевом дежурстве. Ещё быстрее можно было взлетать из готовности №1, когда лётчик сидел в кабине самолёта, а техник стоял на стремянке рядом с пилотом.
Чёткое послание России
Вообщем можно говорить, что американцы находятся в высокой степени готовности, дело своё знают и по тревоге реагируют правильно. Вполне очевидно, что частые пролёты вдоль литовских границ российских самолётов на дают возможности натовцам расслабиться, забить «kozla» или почитать какую-нибудь книжку. Чуть что — «Дежурная пара на взлёт!»
Шум двигателей, непрерывные полёты большой интенсивности, много журналистов, всё это создавало атмосферу настоящего информационной атаки, завтра эти кадры, фотографии и интервью увидят многие люди в разных странах и услышат они коментарий репортёра британской компании ВВС, который он наговаривал на камеру: «It is clear message to Russia – Это есть чёткое послание России, у НАТО есть чем ответить на агрессивные действия!»
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова