ОPEN SPIRIT — 2002

melkon
Автор melkon Январь 26, 2003 00:00

ОPEN SPIRIT — 2002

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Прямо по курсу мина!

Закончилась Вторая мировая война, корабли вернулись на свои базы и стали жить заботами мирного времени, и только в дивизионах минных тральщиков продолжалась боевая работа, год службы, как на войне, шел за три, экипажам выдавали «фронтовые» 100 грамм. Балтийское море, нашпигованное минами, долго еще оставалось опасным для судоходства…

В годы Первой Мировой войны, для обороны Ирбенского пролива, русский флот выставил более 10000 мин. В Рижском заливе, слева и справа от входа в Ригу стояло два больших минных поля, свои корабли проходили только через узкий фарватер. В середине войны немцы, в этом же районе, выставили свое минное заграждение. В 1917 году после захвата немцами побережья Курляндии русские поставили большое минное заграждение у мыса Домеснес (Колкасрагс).

Минными постановками на центральной Балтике занималась в основном Первая минная дивизия, любимое детище командующего Балтийским флотом адмирала Н.О.Эссена. Дивизия дислоцировалась в Либаве и состояла в из кораблей, построенных на народные пожертвования, после русско-японской войны. Корабли дивизии плавали в шторм, ночью, во льдах. Каждый поход имел целью отработку конкретных оперативно-тактических задач: артиллерийский бой, торпедные атаки, минные постановки, взаимодействие с войсками. Деятельность дивизии становилась все более известной, как школы моря нового типа, к ней было привлечено внимание других флотов. Немецкая газета «Маринер Рундшау» вела на свох страницах постоянный раздел о жизни этого соединения.

В первые дни войны дивизия была уже в море. Начальник отряда минных заградителей контр-адмирал В.Л.Канин сообщал телеграммой в штаб Балтийского флота: «31 июля 1914 года , согласно приказу, «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45-85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут. При этом взорвалось 11 мин. Вслывших не было». Практически выставлялась одна мина в минуту — отличная характеристика подготовки экипажей и командиров!

Минное заграждение в районе Ирбенского пролива состояло из двух позиций — ирбенской и доменесской. Северная кромка ирбенской позиции ограничивалась небольшим маневренным пространством, так называемым «маневренным мешком». Доменесская позиция, состоявшая из 4-ех линий заграждения общей глубиной 5 миль, замыкала «мешок» с востока. Противнику не удалось раскрыть систему русских минных заграждений и он нес потери своих кораблей в Ирбенском проливе.

После того, как весной 1917 года на мысе Церель (мыс Сааре, остров Саарема) вступили в строй три береговые батареи русских, включая мощнейшую 43-ю батарею, состоявшую из четырех 305-мм (12 дюймов) орудий, тралить фарватер Ирбена стало совершенно невозможно. Пробить проходы в минных полях удалось только после захвата острова Эзель (Саарема) кайзеровскими войсками, в результате операции «Альбион» и падения батарей Цереля в октябре 1917 года.

Русские и немецкие минные заграждения находились также у южного входа в пролив Моонзунд. Две огромные минные позиции стояли около островов Эзель (Сааремаа) и Даго (Хийумаа): немецкая — с западной части Эзеля, русская — на север от острова Даго.

Минные поля распологались вокруг гавани Ревеля (Таллинн) — главной базы русского флота на Балтике, и далее минные позиции уходили в Финский залив.

За время Второй Мировой войны количество мин на Балтике увеличилось во много раз. В итоге в северной и центральной частях Балтийского моря было выставлено более 80000 мин, добавьте сюда торпеды, бомбы, снаряды береговой и корабельной артиллерии, а также затонувшие суда и самолеты с боеприпасами.

Я помню, в начале 50-х годов, на Лужне, у берега Ирбенского пролива, из воды торчала затонувшая баржа со снарядами, и с каким трудом флотские минеры перетаскивали этот опасный груз на берег. В море постоянно трудились тральщики но, каждый раз, после сильного шторма волны выносили из Ирбена очередной черный рогатый шар.

Начиная с 1997 года, на Балтике ежегодно проводятся учения OPEN SPIRIT, международных сил по ликвидации минной опасности в прибрежных водах Балтийских стран. В 1997 году учения проводились в территориальных водах Латвии, в 1998 году — в Эстонии, в 1999 году — в Литве, близ Клайпеды, в 2000 году — вблизи Риги, и в 2001 году -около Таллинна. Цель учений — повышение безопасности мореплавания в Балтийском море, совершенствование навыков личного состава в поиске и уничтожении взрывоопасных подводных предметов, отработка взаимодействия командиров и экипажей разных стран в совместных военных операциях. В октябре 2002 года учения проходили в территориальных водах Латвии, в Рижском заливе.

В состав противоминных сил с 1997 года входит эскадра BALTRON минных тральщиков Литвы, Латвии и Эстонии. Командует соединением этих кораблей, поочередно один из офицеров трех стран. В учениях OPEN SPIRIT-2002 эскадрой BALTRON командовал офицер Литовских ВМС commander s.g. (капитан II-го ранга) Arturas Anrusaitis.

18 октября корабли 22-х стран, участвующие в учениях, пришвартовались в Рижском пассажирском порту. Рига давно не видела такого количества военно-морских флагов. На борту базового судна ВМС Германии «Рейн» прошла небольшая пресс-конференция. Прессе подробно рассказали о задачах, этапах и силах учений.

На OPEN SPIRIT-2002 все корабли сведены в три тактические группы. Для действий групп выделено три района, один в Ирбенском проливе и два в Рижском заливе. Ирбенский район в свою очередь делится на два сектора: восточнее и западнее мыса Колка. В Рижском заливе один район учений расположен севернее фарватера Рига — Колка, другой район — южнее фарватера. В составе южного района три сектора — один учебный и два боевых. Следует отметить, что районы дислокации тактических групп совпадают с районами минных полей времен Первой и Второй мировых войн, то есть это участки нибольшей минной опасности. Журналистам представили офицеров, командующих тактическими группами кораблей и командующего учениями, офицера ВМС Германии — Commander s.g. Wolfgang Heuer. Через неделю пресс-центр учений OPEN SPIRIT-2002 пригласил представителей СМИ познакомиться с деятельностью международных сил непосредственно в море.

На минном тральщике латвийских ВМС «Виестурс» мы выходим из Болдераи рано утром 24-го октября. За кормой остаются крутые берега Мангальсалы и Болдерайский маяк. После недели холодной и туманной погоды Рижский залив встречает неярким осенним солнцем и соленым морским ветром. Приятно наблюдать, как четко и слаженно работает команда «Виестурса». На мостике отслеживают сразу полтора десятка кораблей, находящихся вокруг, тральщик тщательно обходит множество рыбацких сетей, выставленных на мелководьях Рижского залива. Впереди вырастает флагманский корабль учений, судно ВМС Германии ( FGS) «Рейн».

«Виестурс» ювелирно швартуется к борту флагмана, перекинут трап, и мы переходим на палубу немецкого корабля. Первый раз вижу немецких военных моряков — офицеры в лихо замятых белых фуражках, матросы в черных пилотках. Вахтенный проводит гостей в салон, где организована пресс-конференция. Пресс-офицер учений подробно информирует о всех событиях на этот час. По состоянию на 21.00, 21 октября силы учений обнаружили и уничтожили 17 подводных объектов, из них 12 мин в районе Ирбенского пролива. Мину, торпеду, авиабомбу и два других взрывоопасных подводных объекта ликвидировали в Рижском заливе, в 30 км от Риги — неплохой итог семидневной работы.

В 11.45. демонстрация подводного взрыва. «Рейн» останавливается в 1,5 милях от точки, где находится подводный взрывоопасный объект. Фотографы и телевизионщики забираются на самый верхний открытый мостик, свободные от вахты члены команды «Рейна» собираются на баке (нос корабля) — взрыв мины увидишь не часто. В воздух взлетает красная ракета, по громкой связи начинается обратный отсчет… 3, 2, 1, 0 — FIRE!

Взрыва не видно и не слышно. Через секунду весь корабль содрогается от мощного гидродинамического удара, только после этого впереди поднимается огромный водяной столб и слышен грохот взрыва. Водяная громадина какое-то время стоит в воздухе, потом, как бы нехотя, оседает, распадаясь на тысячи брызг, осеннее солнце высвечивает над морем радугу. Впечатление незабываемое. На месте взрыва плавает оглушенная рыба. Взрывчатка пролежала более 60 лет на дне, но сохранила свою опасную силу. Морская мина содержит от 300 до 800 кг тротилла, ловлю себя на мысли, что не хотел бы оказаться на корабле, подорвавшемся на мине.

Гостеприимные немецкие моряки приглашают на обед. На раздаче две симпатичные немки в белых куртках и черных пилотках. Суп, три мясных блюда, гарнир — вареная картошка, зеленый горошек и капуста (все-таки германский корабль!), салат из свежих овошей, чай, кофе, большие ломти хлеба, все сытно и вкусно — незаметно съел целую тарелку котлет с картошкой. Все как в обычной столовой, только очередь состоит из мужчин в одинаковой морской форме. Выделяются три веселые девчонки в зеленом камуфляже — американские морские пехотинцы. Ну, пехота! В прочем, морская. На палубе также пробегают девушки-матросы. Я, вообще , не одобряю наличие женщин на тяжелой морской службе. Спрашиваю старшего офицера, есть ли проблемы с женщинами на корабле. Проблем нет. Дело ваше — служите.

После обеда демонстрация учебной пожарной тревоги. В носовом отсеке устанавливают небольшой дымогенератор. Дым валит густой, но не ядовитый, можно свободно находится рядом и отрабатывать все этапы борьбы с пожаром. После срабатывания сигнализации на мостике, первым прибегает разведчик и сообщает об очаге возгорания. Прибывает аварийная партия и руководитель тушения с планом помещений судна, подносят огнетушители и прокладывают пожарные рукава. Появляются матросы в серебристых огнезащитных костюмах. Все происходит очень быстро и организованно, чувствуется, что команда хорошо подготовлена к борьбе за живучесть корабля. Молодых матросов почти не видно, экипаж — зрелые мужики, хорошо знающие свое дело.

С правого борта «Рейна» швартуется корабль Германских ВМС «Sulzbach-Rosenberg» и мы переходим на его палубу. «Sulzbach-Rosenberg» специально предназначен для противоминных операций, на его борту размещены два автономных подводных аппарата «Pingvin В3″. Современные технологии поиска и уничтожения мин максимально используют подводные аппараты, оснащенные системами поиска и уничтожения предметов на дне моря.

В моем представлении траление мин связывалось с образом минного тральщика — «пахаря моря», который тащит за собой трал и подрезает минреп — трос, соединяющий мину с якорем. Мины всплывают и их расстреливают из пушек и пулеметов меткие комендоры. Сегодня все происходит совсем не так. В море уже давно нет мин, стоящих на якоре в боевом положении. За 85-60 лет минрепы сгнили, корпуса поржавели и мины опустились на морское дно. Плавающая мина сегодня большая редкость, но, в то же время, она и наиболее опасна — если мина плавает, значит внутри ее сухо и боевой заряд находится в исправном состоянии. Но абсолютное большинство взрывоопасных предметов лежит на дне. Поиском и уничтожением таких предметов, как раз и занимается «Pingvin В3″.

Аппарат ведет подводный поиск гидролокатором (сонаром), при обнаружении, объект классифицируется с помощью телевизионной камеры. Для уничтожения подводных объектов «Pingvin В3″ несёт два подрывных заряда весом около 80кг каждый. При принятии решения на уничтожение, аппарат оставляет заряд рядом с объектом. Подрыв производится дистанционно, по сигналу с корабля-носителя. Несомненно, такие автономные аппараты существенно повышают эффективность и безопасность чрезвычайно дорогих и опасных противоминных операций.

В тех случаях, когда уничтожение объекта с помощью зарядов «Pingvin B3″ не целесообразно, под воду спускают водолаза-подрывника, который прикрепляет к объекту небольшой подрывной заряд. Можно только восхищаться мужеством моряков из разных стран, в мирное время делающих эту опасную работу.

После завершения демонстрации «Pingvin В3″ к борту «Sulzbach-Rosenberg» подходит корабль Латвийской береговой охраны «Aстра». Третий раз за день переходим с корабля на корабль. На этот раз трапа нет. Два немецких матроса помогают прыгнуть на соседний борт, а два латвийских моряка ловят меня на палубе «Aстры». Наверное так, в море моряки переходили с борта на борт во все времена. Media Day закончен и «Aстра», взревев моторами, уходит в сторону Риги.

В следующем году на Балтике снова пройдут учения ОPEN SPIRIT-2003. Командовать эскадрой BALTRON будет офицер Латвийских ВМС.

Автор выражает благодарность Штабу Морских Сил Латвии за приглашение посетить корабли в море, во время учений. 

Автор и фото Юрий Мелконов

melkon
Автор melkon Январь 26, 2003 00:00