Учения BALTOPS 2010

melkon
Автор melkon Июнь 15, 2010 00:00

Учения BALTOPS 2010

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Лето – время боевой учёбы на Балтике. В мае-июне в Балтийском море проходили сразу три военных учения: «Baltic Fortress», «BALTOPS 2010» и «Baltic Host 2010».

Учения «Baltic Fortress» проводились с 17 по 21 мая эскадрой противоминных кораблей Латвии, Литвы и Эстонии BALTRON.

Учения «BALTOPS» проводятся традиционно с 1971 года. Сегодня в них принимают участие более 3000 военнослужащих из США, Бельгии, Эстонии, Дании, Франции, Латвии, Великобритании, Литвы, Польши, Финляндии, Германии, Швеции. Задействованы ВВС и силы специального назначения этих стран, а также 35 боевых кораблей, две подводные лодки и более десяти военно-транспортных судов. Россия принимает участие в этих учениях с 1993 года, исключая 1998–2000 годы и 2009 год. В этом году от российского ВМФ участвовал один корабль.

«Baltic Host 2010» больше можно отнести к командно-штабным учениям. Именно на них вырабатываются управляющие решения для всех других учений. Целью учений «Baltic Host» является отработка взаимодействия оборонных структур Балтийских стран с гражданскими институциями. В учениях задействованы вооружённые силы Латвии, Литвы, Эстонии, 500 военнослужащих США из числа дислоцированных в Европе (EUCOM) и морские силы высокой готовности НАТО. Первый раз в учениях участвуют Дания, Польша, Норвегия и Германия. Для Латвии особенностью учений является участие в них Государственной полиции, Службы неотложной медицинской помощи, Государственной пограничной охраны, Пожарно-спасательной службы – всего около 160 человек. Задачей учений считается проверка возможности использования сил ООН в кризисных ситуациях в Балтийском регионе. Неофициально считается, что «Baltic Host 2010» и «BALTOPS 2010» являются ответом на проведённые в прошлом году российско-белорусские учения «Запад 2009».

«Морские пчёлы»

В рамках подготовки к учениям в Вентспилс в марте прибыло подразделение морского инженерно-строительного батальона ВМФ США – «Морские пчёлы» (Seabees). Военным строителям предстояло построить объекты обеспечения десантирования и базирования бронетехники вооружённых сил США.

Историю «Морских пчёл» можно проследить в книге В.Н. Малярова «Строительный фронт в годы Великой Отечественной войны. Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооружённых сил в годы войны 1941–1945 гг.» (СПб.: Военно-инженерный университет, 2000):

«…Строительные батальоны как новый род войск ВМФ США были сформированы после нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года.

За несколько месяцев до нападения фортификационные работы на островах Тихого океана вели рабочие различных строительных компаний США. Они подверглись нападению японцев наравне с расположенными там гарнизонами американской морской пехоты. Необученные и невооружённые, они не смогли выполнить задачи ускоренного строительства многочисленных опорных пунктов для армии и флота США за океаном. Учитывая этот опыт, было решено создать морские строительные батальоны, личный состав которых состоял бы из хорошо подготовленных в военном отношении специалистов.

28 декабря 1941 г. была получена санкция на создание первого контингента «Seabees», название воспроизводило звучание начальных букв слов «Construction Batalions» – строительные батальоны с эмблемой «морская пчела». Американцы откликнулись на призыв министерства, и вскоре в первые три батальона были зачислены квалифицированные рабочие 60 различных специальностей.

В ноябре 1942 года американский Конгресс принял решение о призыве в строительные батальоны более чем 200 тысяч человек в возрасте от 16 лет до 51 года. В батальоне насчитывалось 11 00 человек. Батальоны предназначались для оборудования военно-морских баз, аэродромов и способны были в случае необходимости вести боевые действия по поддержанию передовых частей.

Подготовка личного состава проходила в специальных учебных центрах. Уже к осени 1943 года в США имелось 196 строительных батальонов общей численностью 215 тыс. человек, а на 1 марта 1944 г. в морских строительных батальонах насчитывалось 240 тыс. человек.

Строительство военно-морских баз, аэродромов развернулось в Исландии, Северной Ирландии, Австралии, о. Тринидад, Новой Гвинее, Соломоновых островах. С целью обеспечения десантных операций особое внимание уделялось темпам строительства взлётно-посадочных полос и аэродромов.

Главнокомандующий ВМФ США адмирал Э.Кинг в докладе Конгрессу США дал высокую оценку действиям строительных батальонов в ходе войны. «Достигнутые морскими строительными батальонами успехи являются одной из самых замечательных черт войны.

Кроме того, морские строительные батальоны участвовали почти во всех проведенных до сих пор комбинированных операциях. Они высаживались с первыми эшелонами штурмовых частей, обеспечивали выгрузку оборудования и строили предмостные укрепления».

Эмблемой флотских строителей США была летящая пчела, несущая инструменты и пистолет-пулемёт.

Строительные батальоны приобрели большую популярность в американских вооружённых силах. Девизом «морских пчёл» были слова: «Мы строим для обороны – мы обороняем то, что строим». (rufort.info)

Первая поездка в Вентспилс состоялась 26 мая 2010 года. Автобус с представителями прессы отправился от здания минобороны ранним утром.

Объект у моря

В 10.00 мы были в Вентспилсе. Надо сразу сказать, что американская стройка находилась в той же зоне, что и советская береговая батарея № 46, построенная 35-м инженерно-строительным батальоном КБФ в 1941 году. Здесь же в 70-80-е годы дислоцировался 844-й отдельный береговой ракетный полк ДКБФ. Полк имел на вооружении мобильный береговой ракетный комплекс «Редут» с ракетами П-35 (дальность до 270 км) и обеспечивал оборону подходов к Ирбенскому проливу.

Мы проехали окраину Вентспилса и выехали на берег моря – прямо к объекту. Там уже находились посол США госпожа Джудит Гарбер и другие официальные лица. У прессы была возможность осмотреть и сфотографировать результат работы американских военных строителей.

Объект представлял собой бетонный пандус, уходящий от старой бетонной площадки через дюны к морю. Удалось побеседовать с автором проекта архитектором из Вентспилса Айгарсом Кушкисом.

Длина объекта 45 метров, ширина в чистоте 6,1 м. От уреза воды пандус находится в 40 метрах. Уклон 5 градусов. Толщина бетона в дорожном покрытии 46 см, внутри двойная сетка стальной арматуры. Через три метра температурные швы. Толщина подпорных стенок 23 см. Стальная арматура в бетоне выходит на подпорные стенки, образуя «корыто».

Под пандусом находится щебёночная постель шириной 7,5 метров и толщиной 36 см, что соответствует технологии строительства дорог, – устройство дренажа. Непосредственно у моря пандус заканчивается бетонным тюфяком.

Строители бетонировали объект за два раза, бетон шёл непрерывно, марка бетона Б-30 – бетон поставлялся вентспилсскими предприятиями. На строительстве было задействовано 20 человек «Морских пчёл». По времени работы заняли примерно месяц.

Второй объект, который построили американцы, – площадка для стоянки бронетехники на полигоне Земессардзе «Medni-3» (бывшее советское стрельбище). Там был удалён верхний слой грунта, а площадка засыпана песчано-гравийной смесью и затем плотно укатана тяжёлыми катками. Размер площадки 170х170 метров (29 000 кв. метров).

Площадка позволяет разместить несколько десятков единиц бронетехники. Рядом с оборудованной площадкой снят грунт на примерно такой же площади (170х170), но гравий не насыпан, то есть создана резервная площадка, которая позволяет быстро повысить вместимость техники вдвое.

На строительство двух этих объектов американцы затратили 600 000 долларов, ещё 400 000 долларов ушли на закупку топлива, продуктов питания и содержание подразделения в Вентспилсе.

В качестве благотворительности (затраты около 25 000 долларов) американцы отремонтировали тренировочную вышку (стена с окнами) в вентспилсской городской пожарной части. На вышке перестелили крышу, заменили деревянную обшивку, переварили швы каркаса, заменили полы на этажах. На церемонии сдачи вышки в эксплуатацию присутствовали посол США и другие официальные лица.

Вторая поездка в Вентспилс состоялась 10 июня. На этот раз это уже был VIP-Day с участием президента Латвии Валтерса Затлерса.

Морской пехотинец Юджин Обрегон

В Вентспилс прибыл корабль-контейнеровоз USNS “PFC Eugene A. Obregon” вспомогательного флота ВМС США. Интересно, что корабль назван в честь морского пехотинца рядового первого класса Юджина Обрегона (Eugene A. Obregon), который погиб в 1951 году во время войны в Корее, защищая своего раненого товарища. Впоследствии президент Трумэн наградил рядового Обрегона высшей военной наградой США – «Медалью Почёта». В информации об этом подвиге обычно всегда подчёркивается, что Юджин Обрегон был латиноамериканец.

Корабль имеет водоизмещение 48750 тонн, длину 250 м, ширину 32,2 м, осадку 10,1 м. Две паровые турбины работают на один винт и обеспечивают скорость до 20 узлов. Судно вмещает 720 контейнеров, до 600 единиц различной бронетехники, 125 единиц модульных десантных средств. Всего во вспомогательном флоте ВМС США пять таких кораблей. “Obregon” прибыл на Балтику из Средиземного моря.

Журналистам и гостям продемонстрировали танки М1 Abrams, амфибии AAV, грузовики MTVR, лёгкие бронетранспортёры LAV-25 и знаменитые автомобили «Хаммер» — HMMWV.

Следующим пунктом была демонстрация высадки транспортных средств на морское побережье. Десантные баржи транспортировали к берегу модули, с помощью которых на берегу можно собрать причал любой конфигурации. Техника десантировалась «по сухому», то есть выходила на берег прямо с баржи. Проход через дюны обеспечивался как раз по построенному «морскими пчёлами» пандусу.

После демонстрации десантирования гости отправились на полигон «Медни-3», где американские морпехи расположились походным лагерем.

То ли дело под шатрами в поле лагерем стоять!

Оборудовать полевой лагерь американцы умеют. Всё оборудование модульное в транспортных контейнерах. Штаб расположился в обычной палатке. В штабе восемь рабочих мест с ноутбуками фирмы DELL. Большой экран показывает график движение конвоя на Кулдигу, перемещение отслеживается в реальном времени. Здесь же расположен узел связи со всей необходимой аппаратурой. Электропитание подаётся от автономного генератора. Офицер связи рассказывает, что его служба обеспечивает связь со всеми подразделениями и штабами через мобильные телефоны, спутниковые телефоны, IP телефоны. Обеспечивается доступ в Интернет. Служба связи имеет одну грузовую машину, одну машину дизель-генератор и один Хаммер.

Личный состав подразделения морской пехоты размещается в двухместных палатках. Подъём в американской армии в 5.30 утра, отбой — в 22 часа по местному времени. Горячее питание обеспечивается на завтрак и ужин, в обед морпехи кушают сухой паёк. Потребляется довольно много латвийской минеральной воды «Мангали».

Пояснения в лагере давали сами морские пехотинцы — солдаты у палаток, водители Хаммеров, штабисты и командиры. Каждый морпех демонстрировал дружелюбие и готовность к сотрудничеству с местным населением. Надо сказать, что американские военные пиарщики всегда стараются показать элементы военной логистики, то есть вопросы обеспечения деятельности войск. За весь пресс-день мы не увидели ни одной винтовки, даже пистолета, никаких элементов боевой подготовки. Если бы не танк «Абрамс», то вообще можно было подумать, что перед нами благотворительная организация вроде «Армии спасения».

Однако компьютерные штабисты и дружелюбные пехотинцы не теряли время в Латвии даром и не зря ели свой паёк.

Эшелоны идут на восток

В оборонной концепции Латвии сказано, что в случае возникновения кризисных ситуаций в регионе балтийские страны не в состоянии в одиночку справиться с этими вызовами и должны быть готовы принять помощь союзников. В общем-то именно для достижения этой цели и были организованы учения «BALTOPS».

Американцы отработали четыре способа доставки военной помощи на территорию Латвии. Первое, они обозначили возможность десантирования техники на необорудованное побережье, правда, дорогу в дюнах всё-таки предварительно построили. Второе, они отправили три транспортных конвоя по дорогам Латвии.

Первый – по железной дороге ушёл эшелон с пятью платформами, на которых расположились танк «Абрамс», амфибия-бронетранспортёр, грузовой автомобиль и автомобиль Хаммер. Личный состав перевозился в купированном вагоне. Состав отправился из порта Вентспилс до станции Ропажи и обратно. Латвийская железная дорога не имеет службы военных сообщений, поэтому это была своего рода тренировка для специалистов ЛЖД в перевозке военных грузов. Надо сказать, что пустой танк «Абрамс» весит 62 тонны, но советские железнодорожные платформы легко приняли солидный груз, ибо всегда были рассчитаны на перевозку танков весом до 70 тонн.

Второй конвой, колонна военных машин, ушёл своим ходом на Лиепаю, третий конвой, бронетехника на платформах, отправился в Кулдигу. Одновременно отрабатывалась задача для водителей — движение по незнакомой местности. Водителям были выданы карты автодорог в регионе – предполагалось двигаться самостоятельно, не расчитывая на помощь местных жителей в подсказке направления.

Думается, одной из недоработок руководителей учений была отправка по дорогам Латвии именно военной техники. Половина палуб судна «Обрегон» были заполнены бульдозерами, скреперами, тягачами и другой строительной техникой. Если бы возили по дорогам трактора, то впечатление было бы более миротворческое. А ведь одной из задач учений было показать, какую помощь может получить Латвия при природных и техногенных катастрофах. Зачем же возить танки?

Местное население в Латвии военные учения воспринимало абсолютно индифферентно. Даже латышская пресса не заливалась в ура-патриотических статьях, а в преддверии парламентских выборов все задавали один и тот же вопрос: «Сколько же это стоит?» И, конечно, все понимали, что помощь, которая через десять дней придёт из Средиземного моря, не идёт ни в какое сравнение с эшелоном строительной техники, который на следующий день может подойти из Псковской области. И вообще любые военные учения в балтийском регионе, если в них не принимает активное участие Россия, не рождают у местного населения чувство безопасности.

В заключении Дня прессы можно было на причале возле судна «Обрегон» познакомиться со всеми образцами военной техники.

Эстонский полигон

На территории Эстонии учения «BALTOPS 2010» пройдут с 7 по 18 июня на центральном полигоне Сил обороны, на берегу моря под Локса и в заливе Хара.

Со стороны Эстонии в учениях примут участие бойцы Скаутского батальона, разведрота военизированного ополчения Кайтселиит («Союз защиты»), корабли ВМС Эстонии «Tasuja», «Ugandi» и «Admiral Cowan». В ходе учений впервые будет отработаны сценарии высадки союзников в Эстонии.

В рамках учений прибывшие в Эстонию морские пехотинцы США и бойцы Скаутского батальона объединятся и в течение двух недель будут отрабатывать тактические навыки на центральном полигоне Сил обороны.

Корабли эстонских ВМС и подразделение минных тральщиков НАТО проводят совместные учения в акватории залива Хара.

Водолазы эстонских ВМС в ходе учений «BALTOPS 2010» уничтожили четыре взрывных устройства времен Второй мировой войны: две глубинные бомбы, морскую мину и авиационную бомбу, которые обнаружил в заливе Хара эстонский тральщик «Admiral Cowan».

Военные историки предполагают, что глубинные бомбы и морская мина входили в боекомплект советских эсминца «Карл Макс» (бывший «Изяслав») и морского охотника «MO-410» (бывший «ПК-229»), которые затонули в результате боя с немецкими самолётами 8 августа 1941 года в бухте Харалахт (Папонвик). В результате воздушной атаки эсминец сел на мель у посёлка Локса. При налёте погибли 38 человек, ещё 47 человек были ранены. 9 августа «Карл Маркс» был покинут экипажем и окончательно уничтожен советскими торпедными катерами.

Кульминация учений 15 июня, когда на берег Локса будет высажен десант, состоящий из американских морских пехотинцев и разведывательного подразделения Кайтселиита.

Балтийское море – море мира!

Военная активность на Балтике вполне объяснима политическими и геополитическими интересами стран региона, но автору более импонирует лозунг, который был популярен на Балтике на рубеже 50-60-х годов: «Балтийское море – море мира!»


Юрий Мелконов
Рига — Вентспилс
Фото автора и Сергея Мелконова

melkon
Автор melkon Июнь 15, 2010 00:00