Рижский фарватер: Токарный станок со дна Даугавы
Портал melkon.lv продолжает рассказывать о затонувшем в устье Даугавы пароходе. Судно, лежащее на дне, продолжает открывать свои тайны. Водолазы готовят корпус к подъёму и вытаскивают части конструкции судна. Сейчас идёт выемка металла из машинного отделения.
На поверхности появились цилиндры (диаметр 270 мм), поршни и кулисы настоящей паровой машины тройного расширения.
Достали котельный холодильник с множеством болтов, которые легко открутились. Обычно отработанный пар поступает в специальный конденсатор, где остаточное тепло пара при этом может быть использовано, например, для обогрева помещений судна, а также для предварительного подогрева воды, поступающей в котёл.
Картину машинного отделения дополнили трапы-лесенки, установленные обычно вокруг паровой машины для удобства обслуживания. Интересна обычная самодельная печка-буржуйка для обогрева помещений. Много просто листового металла от элементов конструкции.
Токарный станок
Но главным призом поисков несомненно явился токарный станок, который по всей вероятности был установлен в машинном отделении для проведения каких-либо ремонтно-восстановительных работ. План-шайба станка диаметром около 210 мм (то есть типа примерно ДиП-200). Привод станка ременный от внешнего источника вращения. Прекрасно сохранилась станина станка, суппорт с фартуком, задний суппорт и многие ручки управления.
Ноги станины повреждены, гигантская сила взрыва мины сорвала станок с опор.
Сохранилась медная табличка, на которой нанесена таблица скоростей оборотов шпинделя. Есть название фирмы Schaerer & Co. Karlsruhe.
Энтузиасты истории из Германии сообщили, что такая фирма сегодня не существует, поэтому о ней не так много известно. Она основана в 1906 году Отто Шёрером и была до войны крупнейшим производителем токарных станков. На ней работало более 500 сотрудников. Но в 1942 году она была сильно разрушена авиацией союзников, поэтому вошла в состав других предприятий, слившись с такими известными фирмами как, например, Маузер и DWM. В определенной мере наследником фирмы является известный немецкий концерн KUKA, известный своими сварочными роботами.
Можно с определённой степенью достоверности предположить по архитектуре станка, что он изготовлен в 1930-е годы и был установлен в машинном отделении до войны. Тогда возникает предположение, что судно подорвалось на мине во время Второй мировой войны.
Предстоит изучить ещё много находок и сделать выводы о судне, лежащем на дне Даугавы.
И встаёт ещё один вопрос — а куда девать токарный станок? В Латвии сейчас даже премьер-министр, не то чтобы сможет отличить токарный станок от фрезерного, но вообще не скажет, зачем он нужен в народном хозяйстве.
Нет в Латвии морского музея и нет музея промышленности, который вообще как бы не нужен и напоминает только о каком-то времени, когда в Латвии работало много заводов и фабрик.
По токарному станку в ближайшее время необходимо определиться, что с ним делать. Может быть есть энтузиасты, которые могли бы его достойно пристроить. Иначе он через некоторое время уйдёт в металлолом.
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова