Взгляд с третьей стороны

melkon
Автор melkon Август 21, 2007 00:00

Взгляд с третьей стороны

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Мыс Сааре (Церель) на острове Сааремаа (Эзель) и мыс Тахкуна на острове Хийумаа (Даго) – два самых важных района на минно-артиллерийских позициях Балтийского флота. В Первую мировую здесь стояли 305-мм батареи, во Вторую мировую – башенные 180-мм батареи. Обороняли эти позиции до последней возможности, здесь гремели бои, здесь ломались и заканчивались судьбы людей. И вполне закономерно, что именно здесь, на крайних точках обороны Моонзундских островов возникли первые музеи военной истории.

Движение создания местных военных музеев всегда будет находить своих энтузиастов и последователй. В этом движении есть, прежде всего, объективное отображение истории, автор назвал бы это «взглядом на историю с третьей стороны». Здесь проявляется понимание истории со стороны местного населения, которое обычно никогда не учитывалось армиями огромных империй.
Кордон Урмаса Селиранда


На мысе Тахкуна военный музей открылся 9 августа 2007 года. Приглашение от Урмаса Селиранда, директора Музея истории острова Хийумаа мы получили, как всегда неожиданно. Дорога от Риги до Хийумаа составиляет 300 километров и заняла 7,5 часов вместе с паромом, но ровно за две минуты до начала церемонии в 16.58 наше авто влетело на широкую лесную поляну на мысе Тахкуна, заполненную машинами и людьми.

Музей расположен на лесном кордоне недалеко от маяка Тахкуна, где в советское время находился пост радиотехнического наблюдения ВМФ СССР. Антенны РТН все на месте, здание сохранилось, даже дизель-генераторная в полном порядке.

На открытие музея собрался весь цвет общества острова Хийумаа. Произносились речи и поздравления, преподносились милые военные подарки, например, букет цветов в противогазе.

Юрий Мелконов передал в дар новому музею уникальную находку с острова Осмуссаар – опорный каток (шар диаметром 100 мм) от 180-мм башенной артустановки МБ-2-180. В своем выступлении автор отметил ту роль, которая всегда отводилась эстонским островам, как «Сторожу Финского залива». Подарок сделан с определенным намеком, Юрий Мелконов порекомендовал включить в зону исследования местных историков и остров Осмуссаар, до открытия в том районе своего местного военного музея.
- Мы открываем на этом кордоне музей военной истории острова Хийумаа, – сказал Урмас Селиранд на церемонии, — но главной территорией музея является весь мыс Тахкуна, где расположены береговые батареи, военные городки, трасса железной дороги и многие другие военные объекты.

Обычно новый объект открывают, перерезая красную ленточку, но военный музей на Тахкуна открывали тоже по-военному – специальными ножницами торжественно перерезали колючую проволку.

Экспозиция музея начинается знаменитым стволом 180-мм орудия, выкопанным в 2004 году энтузиастами из болота у первой башни 316-й батареи капитана Никифорова. У ствола своя трудная судьба — два раза взорванный (при отступлении осенью 1941 года и при демонтаже батареи в 50-х годах), в 2006 году его разрезали пополам и украли вандалы-металлоломщики. Ствол тогда искала вся Эстония, письма приходили со всего света, и ствол, конечно, нашли в одном из пунктов приема металлолома. Эстонцы не стали восстанавливать разрезанный ствол, теперь он так и стоит у входа в музей, напоминая об опасности уничтожения последних реликвий ушедшей истории.

Много места в музее уделено предметам и атрибутике советского периода. На острове Хийумаа не было зенитных или каких-либо других ракет, но здесь располагались посты радиотехнического наблюдения пограничников, военно-морского флота и войск ПВО. Остров был строго закрытой пограничной зоной, поэтому многое из свидетельств тех лет хорошо сохранилось.

Вообще, остров Хийумаа уникален, как заповедник военной истории, здесь можно увидеть свидетельства оборонительных позиций Балтийского флота периода Первой и Второй мировых войн. Особо следует отметить недавнюю находку позиций батареи №38, построенной в 1916 году в 2,5 км от пристани Лехтма и состоявшей из четырех 152-мм орудий типа Канэ на временных деревянных основаниях. Заповедный лес на полуострове Тахкуна сохранил почти все сооружения батареи.

В музее предстоит накапливать местный исторический материал, систематизировать многочисленные находки, обобщать рассказы жителей острова и ветеранов, разрабатывать новые маршруты для туристов и любителей военной истории. Церемония открытия завершилась неформальными беседами, употреблением в больших количествах пива с копченой камбалой и для особо отличившихся устроителей музея – старинной шведской баней «по-черному» на лесном хуторе.

Музей Мати Мартинсона


Музей Мати Мартинсона существует на мысе Сааре уже с 2005 года. Мыс Церель также был важной точкой в обороне Балтийского флота. Насыщенность южной оконечности полуострова Сырве военными сооружениями не уступает позициям на мысе Тахкуна. События на Церельских батареях в Первую Мировую войну во многом повлияли на ход мировой истории, во вторую Мировую войну оборона Моонзунских островов оказала огромное влияние на защиту Ленинграда.

Дом Мати Мартинсона расположен прямо на позиции четвертого орудия знаменитой Церельской батареи №43 времен Первой Мировой войны. Во дворе дома высится основание 305-мм открытой артустановки. Так что вопрос, где делать музей, у Мати явно был решен с самого начала. Первые экспонаты пришлось просто собрать вокруг дома и на поле возле Церельского маяка. Потом были походы в ближайший лес с лопатой, затем люди стали приходить и приносить ненужные на хуторах старые железки, сообщать о находках на полях и в лесах полуострова Сырве. Мати не делит экспозицию на «русскую» и «немецкую» — экпонаты здесь все вместе, как их находили на местах последних боев в 1941 году и в 1944 году. Многие предметы уникальны. Мати ведет большую исследовательскую работу, разыскивает старые эстонские карты, фотографии, собирает рассказы старожилов острова. Впечатляют последние находки на полуострове Сырве. Недавно найдены два бетонных катка, которые использовались при строительстве аэродромов на мысе Церель в Первую и Вторую мировую войну.

Есть в музее Мати и зал орнитологии. Хорошо известно, что мыс Сааре является «аэродромом подскока» для многих видов птиц, совершающих ежегодную миграцию.

На базе музея Мартинсона в этом году на Сааре работал молодежный военный лагерь, участники которого тоже сделали много интересных находок. В районе деревни Каймри на Сырве энтузиасты откопали остатки танка Т-34, в другой части острова Сааремаа – детали от самолета Як-9.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что местные жители не делят события военных лет на «захватчиков» и «освободителей», для них более подходит оценка «пришли – ушли – оставили». Но стремление понять свою роль в событиях мировой истории все больше доминирует в сознании общества балтийских стран.

Первый Военный Музей


В 1956 – 58 годах наша семья жила на Сывре в военном городке Лябара. Отец Юрий Николаевич служил на береговых батареях мыса Сааре. В Лябаре я пошел в первый класс начальной школы. Мать Александра Филипповна была фельдшером и работала в месной больнице в городке Торгу на Сырве. Для передвижения по острову отец купил матери мотоцикл К-72. Она сажала меня на заднее сиденье и мы мчались по грунтовым лесным дорогам из Лябары в Торгу. По левую и правую стороны от дороги виднелись окопы, валялись русские и немецкие каски, в кюветах, заполненных водой, лежали снаряды.

В больнице мать занималась своими делами, а меня определяли к эстонским мальчишкам, с которыми мы бегали по лесам вокруг поселка. Оружие и военную аммуницию можно было не искать, она валялась кругом. Мы соорудили в глухом уголке леса шалаш и перетаскивали туда все наши военные находки. Это был наш Первый Военный Музей. Здесь были винтовки, пулеметные ленты и диски, ящики от немецких минометных мин и ручных гранат и многое другое. Найти немецкий «шмайссер» или ППШ было редкостью, гораздо чаще попадались ручные пулеметы. Все экспонаты были разложены по стенкам шалаша и составляли определенную экспозицию, методически распределенную на «наши (мeie)» и «немцы (saksa)». Единственное, чего мы никогда не делали – не трогали гранаты и снаряды. Мы себя считали достаточно грамотными в военном деле, помнили родительский и школьный инструктаж — не трогать взрывоопасные предметы.

Но на поле боя чудес не бывает, война еще долго собирала свою жатву. Иногда приходили известия о том, что в той или другой части острова дети нашли гранату и при попытке ее «раскрутить» она взорвалась.

Military History Center


Стремление людей к познанию истории своей земли никогда не остановить, логичнее было бы направить это стремление в правильное русло, обеспечить поддержкой со стороны местных властей, вооруженных сил и профессиональных историков.

С точки зрения развития международного туризма есть смысл обратить внимание на создание Центров военной истории — Military History Center Island Saaremaa, Military History Center Island Hiiumaa, Military History Center Island Osmussaar, Military History Center Island Vorms, где концентрировалась бы информация о военной истории определенных регионов, создавались бы отдельные Парки военной истории, например на эстонских островах — Military History Park Sorve, Military History Park Tahkuna, Military History Park Ninase, включающие в себя также и небольшие участки Military History Station Undva, Military History Station Kubassaare, Military History Station Ristna, Military History Station Kihelkona, и многие другие. Такие центры могли бы пользоваться международной поддержкой и стать настоящими центрами европейского туризма.

Полностью статья будет опубликована в первом номере балтийского военного журнала «BALTFORT» в октябре 2007 года. 

Юрий Мелконов
Остров Сааремаа
Остров Хийумаа
Май – август 2007 года
melkon
Автор melkon Август 21, 2007 00:00