Атака у Пулемётной горки.
Статьи по Теме
Осенний лес стоял сырой и молчаливый. Ружейный залп разорвал придорожную тишину. Растревоженные птицы устремились в небо. Латышские стрелки хоронили своих товарищей – латышских и сибирских стрелков, павших в Рождественских боях 1916-1917 года.
Из сообщения Дагниса Дедумиетиса, руководителя филиала Военного музея «Музей Рождественских боёв»
22-го октября и 9-го ноября 2009 года специалисты Латвийского Военного музея в сотрудничестве с Комитетом Латвийских братских кладбищ и при участии энтузиастов военной истории провели исследовательскую работу у Пулемётной горки на местах Рождественских боёв Первой мировой войны. Была проверена информация об останках воинов, найденных на местах боёв.
Первое место раскопок находилось в 48-ом квартале Кливского участка Земгальского лесного хозяйства рядом с насыпью немецкой узкоколейной железной дороги времён 1-ой Мировой войны. При обследовании места были обнаружены останки воина. Вместе с ними были найдены остатки шинели, которую можно было идентифицировать как шинель солдата русской армии времён Первой мировой войны. Рядом с бойцом были найдены патроны винтовки системы Арисака с остатками брезентовой патронной сумки, а также граната типа Ф-1. Понятно, что этот солдат русской армии пал во время Рождественских боёв – в период с 5-го по 23-го января 1917 года, когда русские войска отбили у немцев эту территорию. В то время здесь находились части 10-го Сибирского стрелкового полка 3-ей Сибирской стрелковой дивизии, которые 8-го января были заменены частями 1-ой Латышской стрелковой бригады, а 15-го января оборону здесь занял 152-ой Владикавказский пехотный полк 38-ой Пехотной дивизии. Павший боец, возможно, принадлежал одной из этих армейских частей.
Второе место раскопок находилось в 38-ом квартале Кливского участка Земгальского лесного хозяйства в тылу первой линии немецкой обороны. Надо заметить, что в 2007-ом году примерно в 50 метрах восточнее этого места были найдены останки павшего воина, которого по номеру медали Святого Георгия удалось идентифицировать как младшего унтер-офицера 5-го Земгальского стрелкового полка Андрея Зальмежа (Andrejs Zaļmežs).
В этом году здесь были найдены останки двух солдат и, насколько позволял сохранившийся рельеф земли, можно было сделать вывод, что воины были положены в яму квадратной формы – то есть похоронены. Среди находок были сравнительно хорошо сохранившиеся остатки шинели и даже френча, что позволило идентифицировать найденных бойцов как воинов русской армии. Об этом свидетельствовали и найденные пары сапог и ботинок на шнурках, патроны винтовки системы Арисака, фрагмент котелка и пуговицы. К сожалению даже найденные погоны не давали более точную информацию о принадлежности к конкретным войсковым соединениям.
И эти бойцы определённо пали во время Рождественских боёв и уже во время боёв или впоследствии были похоронены. Эти воины могли принадлежать 5-му Земгальскому стрелковому полку, некоторым стрелкам которого уже утром 5-го января 1917 года при первом ударе удалось преодолеть первую линию немецких укреплений (очевидно, так же погиб и уже упомянутый А. Зальмежс, который был перезахоронен в 2007- ом году). Остальные части полка были вынуждены залечь перед немецкими укреплениями, и дальше не прошли. Тогда же 5-го января в этом направлении вдоль немецких укреплений с боями пробивались подразделения 8-го Валмиерского и 6-го Тукумского латышских стрелковых полков. Для их поддержки и позднее для смены здесь в бой вступили части трёх батальонов 10-го Сибирского стрелкового полка и 16-го Сибирского стрелкового полка. 8- го января оборону этой, отобранной у немцев позиции, перенял 2-ой Рижский полк латышский стрелков, который 11-го января в свою очередь сменил 4-ый Видземский полк латышских стрелков. Их в свою очередь 15-го января сменил 152-ой Владикавказский стрелковый полк, который здесь до 23-го января оборонялся и в отдельных местах даже расширил свои позиции, когда в результате немецкой атаки русская армия потеряла эту территорию.
Находки Мирослава Найдёнока
Останки воинов русской армии в районе Пулемётной горки обнаружил энтузиаст военной истории из Елгавы Мирослав Найдёнок. Среди останков в сапоге солдата была найдена алюминиевая ложка с надписью с одной стороны «55 Сиб. стр. полк Т.П. Кораблин», с другой «Гор. Рига 1916 год». Известно, что 55-й Сибирский стрелковый полк формировался в Омске в августе 1914 году на базе 43-го Сибирского стрелкового полка. 55-й Сибирский полк входил в 14-ю Сибирскую дивизию 6-го Сибирского армейского корпуса. Фамилия Кораблин часто встречается в Омском регионе. Пока запросы в Омск о возможных поисках родственников остались без ответа.
С воинскими почестями
25 ноября 2009 года останки павших воинов были перезахоронены на братском кладбище, на краю просеки Ротберга на территории, где проходили Рождественские бои. На церемонии захоронения присутствовали сотрудники Военного музея Латвии, представители местных властей, пресса, энтузиасты военной истории, представители Национальных вооружённых сил Латвии. Впервые в истории латвийско-российских отношений на церемонию перезахоронения в Тирели были приглашены представители Посольства России в Латвии. При захоронении был произведён воинский салют.
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова