Дискуссия с Расмуссеном
Статьи по Теме
В пропагандистской работе НАТО большое внимание уделяет такой форме воздействия на общество, как открытая дискуссия. Латвийская трансатлантическая организация (LATO) организовала и провела дискуссию с Генеральным секретарём НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Дискуссия позиционировалась как разговор об «умной обороне» (“Smart Defence”), то есть соответствовала последним инициативам «по поиску путей наиболее эффективного использования оборонных потенциалов, каждый из которых концентрируется в определённой стране».
Целью дискуссии является поиск алгоритмов управления ограниченными ресурсами для обеспечения наибольшей безопасности государств-членов Альянса. Расмуссен уже высказывался на эту тему в разных своих выступлениях: «Я знаю, что это есть неопределённость, мы не можем позволить себе тратить больше. Но мы не можем также позволить себе тратить меньше. Ответ на эту дилемму в том, чтобы помочь странам повышать стоимость денег и сохранить существующие возможности в обороне и получить новые. Это означает, что мы должны выработать приоритеты, определить специализации и искать решения на международном уровне».
Кроме обсуждений об «умной обороне», в дискуссии предполагалось затронуть вопросы, связанные с предстоящим майским саммитом НАТО в Чикаго, уделить внимание роли НАТО в Афганистане после 2014 года, вопросы противоракетной обороны и другие новые вызовы для общей безопасности. Модератор обсуждения – профессор Латвийского университета Жанета Озолиня.
Встреча с Расмуссеном
Встреча с Андерсом Расмуссеном состоялась в рижском отеле «Rаdisson Blu Hotel Latvija» (бывшая гостиница «Латвия»). Среди собравшихся были действующие и бывшие политики, представители посольств, военные атташе, журналисты, студенты латвийских учебных заведений.
Генсек НАТО появился с получасовым опозданием и сразу, без всяких прелюдий, приступил к дискуссии. Рассмусен выступил с краткой речью и потом ответил на вопросы собравшихся.
В своём выступлении Андерс Фог Расмусен, в частности, сказал:
«Рад снова быть в Риге. Впервые я был здесь 21 год назад, буквально через несколько месяцев после возобновления независимости Латвии, в составе делегации правительства Дании, будучи министром налогообложения. Дания хотела продемонстрировать политику поддержки Балтийских стран и развивать экономическое сотрудничество. Это был первый трогательный опыт наших контактов – Латвия как страна была ещё очень слаба, но дух народа – чрезвычайно силён»…
…Теперь, по прошествии 21 года, Расмусен впечатлён проделанной латвийским народом работой и рад тому, что тогда он сам находился в позиции, позволявшей оказать помощь и поддержку Латвии, на посту премьер-министра, в том числе и в период, когда Дания в порядке ротации была председательствующей страной в ЕС, и сейчас – в качестве Генерального секретаря НАТО.
Несмотря на кризис, тяжело отразившийся на экономике, Латвия продолжает быть надёжным партнёром в НАТО, а НАТО, в свою очередь, будет продолжать гарантировать безопасность и независимость Латвии и других балтийских стран.
В отношении подготовки вопросов Чикагского саммита НАТО, прежде всего, в условиях экономического спада и урезания расходов на оборону нужно экономно и продуманно использовать все ресурсы для поддержания обороноспособности на должном уровне – экономно и продуманно тратить каждый цент, использовать все возможности, предоставляемые сотрудничеством и партнёрством. Если в годы изобилия мы могли развиваться в одиночку, то теперь, в условиях кризиса, ни одна нация не может в одиночку противостоять вызовам безопасности. Отсюда исходит инициатива «умной обороны». Основные вызовы современности – энергобезопасность, Афганистан и сохранение военных возможностей.
Вопросы и ответы:
1. Задаёт студент Латвийского университета. НАТО предприняло операцию в Ливии, можно ли ожидать такую же операцию по отношению к Сирии?
Ответ: Хороший и часто задаваемый вопрос. Есть разница между этими случаями. В случае Ливии была чёткая позиция Совета безопасности ООН, что мы должны защитить людей. НАТО действовало при поддержке ООН и Лиги Арабских стран. Сейчас в Сирии находятся наблюдатели сил безопасности ЛАС, и мы надеемся, что ситуация будет разрешена.
2. Вопрос о новой военной стратегии США. Как она повлияет на выполнение Трансатлантического договора и на безопасность вокруг Европы?
Ответ: Это естественно, что при существующем раскладе сил в мире США хотят больше внимания уделять Восточной Азии, но при этом европейские страны продолжают оставаться главными партнёрами США. Чтобы это подтвердить, европейские страны должны тратить больше денег на оборону – США уже долго говорили о том, что Европа должна взять на себя больше ответственности. Если 20 лет назад в конце Холодной войны вклад европейский стран в рамках Трансатлантического договора составлял 1/3 от общих расходов, то теперь это всего лишь 20 %.
4. Студентка Медицинского университета имени Страдиня задаёт вопрос об «умной обороне». Умная оборона подразумевает специализацию, но будут ли другие страны обеспечивать другие виды обороны?
Ответ: Базовое направление в рамках «умной обороны» – специализация. Страны взаимозависимы, нет такой абсолютной независимости, все зависят от своих соседей, союзников, партнёров. Каждая страна теперь и тем более в будущем не сможет иметь в своём распоряжении все виды сил.
Для стран Балтии нет смысла, да и нет возможности вкладывать средства в дорогостоящие военные самолёты, поскольку у союзников они есть, у Дании, например уже нет подводных лодок – для небольшой страны расходы на покупку и содержание подводных лодок слишком велики, но у наших союзников они есть, и мы при необходимости можем их попросить. Хорошим примером может послужить покупка дорогостоящих транспортных самолётов, приобретение такого самолёта было не по средствам одной стране, но совместно было закуплено три таких самолёта. Союзники намереваются принять политическую декларацию об «умной обороне» на Чикагском саммите.
5. Студент ЛУ с вопросом о риторике Российских лидеров о наращивании военной экспансии. Как НАТО будет на это реагировать?
Ответ: Мы считаем, что наращивание военной силы, направленной в сторону стран НАТО, бессмысленно, поскольку НАТО не собирается нападать на Россию и считает, что у России и стран НАТО много общего – общие вызовы в сфере безопасности, много общих экономических интересов. Инвестиции России направлены в страны НАТО, и трата денег на военную эскалацию в сторону НАТО просто бессмысленна, полезнее было бы направить их на модернизацию страны. НАТО с Россией подписали документ от том, что не будут направлять военную силу друг против друга, и в последние два года у нас было много примеров удачного сотрудничества – противотеррористические акции, Афганистан, и мы надеемся, что сотрудничество будет развиваться.
6. Студентка из Эстонии просить рассказать об «умной обороне» в контексте Балтийских стран.
Ответ: Взамен воздушному патрулированию ожидается, что Балтийские страны со своей стороны будут инвестировать в развитие вооружённых сил развёртывания и будут принимать участие в международных операциях, в частности, в Афганистане, кроме того, например, Эстония принимает у себя Совместный центр НАТО по передовому опыту в сфере киберзащиты, Латвия через свои порты обеспечивает транзит грузов союзников в Афганистан.
7. Вопрос о ситуации безопасности в Афганистане после 2014-го года: не будут ли силы НАТО выведены слишком рано?
Ответ: Мы не можем находиться в Афганистане вечно, рано или поздно афганцы должны взять в свои руки обеспечение безопасности в своей стране. Но при всём том и после 2014-го в Афганистане наши силы будут ассистировать афганским силам в обеспечении безопасности, до тех пор пока ситуация полностью не стабилизируется.
8. Бывший министр обороны Латвии Имант Легис. Вопрос о сокращении вооружений, в том числе ядерных.
Ответ: Необходимо сохранить баланс – баланс по ПРО, конвенциальным вооружениям и ядерному оружию. Независимо от того, что и как решит саммит в Чикаго, это будет решение, связанное с балансом. Если Россия уменьшает свои тактические ядерные вооружения, соответствующее уменьшение должно сделать и НАТО.
9. Вопрос: Состоится ли в ближайшем будущем вывод американских военнослужащих из Германии?
Ответ: Присутствие американских сил в Европе может быть обеспечено и экспедиционными силами, но европейские страны должны брать на себя больше ответственности за свою безопасность.
Заключение
В целом надо сказать, что информационная политика НАТО отличается высокой организованностью, встречи и дискуссии тщательно готовятся, они хорошо срежиссированы, действующие лица заранее подготовлены. При высоком уровне представительства эти встречи не несут большой информативности и ограничиваются фактически только тезисами затрагиваемых тем.
В целом всё это происходит примерно так, как в известном монологе: «Теперь попросим на трибуну начальника транспортного цеха…» – одни и те же вопросы, только в разных вариантах. Никакой дискуссии фактически нет, есть набор вопросов, и есть набор ответов.
Дискуссия – это обычно одна из очень эффективных форм идеологической работы, когда в ходе обсуждения можно вскрыть сильные и слабые стороны обсуждаемой концепции. Надо сказать, латышские СМИ формой дискуссии владеют в совершенстве и могут забить на обсуждении любого политика. Однако в дискуссиях НАТО латыши демонстрируют только верноподданнические чувства, а русские в таких обсуждениях не участвуют вообще. А обсуждать в принципе есть что.
НАТО – огромная машина, и без её участия сегодня в мире не решается ни один международный вопрос. Почти 80 % расходов на содержание НАТО несут США, но финансовые проблемы, как бы не храбрились заокеанцы, начинают душить экономику Америки, и естественным является стремление сократить затраты, в частности, на оборону.
В этой ситуации оказывается, что европейские страны, сами переживающие финансовый кризис, не очень горят желанием компенсировать американские расходы и вкладывать деньги в огромные оборонные проекты сомнительной эффективности.
Балтийское море – море мира
Для всех стран Балтийского моря магистральным является путь на сокращение военной активности в регионе, уменьшение затрат на оборону и развитие общебалтийских проектов по экологии, охране окружающей среды и, например, возобновлению рыбных ресурсов. Реализация совместных проектов балтийских стран в области энергоресурсов также могла бы положительно влиять на безопасность государств Балтийского моря и всей Европы.
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова