Московская IV-я конференция по безопасности. Вторая дискуссия о стабильности

melkon
Автор melkon Апрель 23, 2015 14:24

Московская IV-я конференция по безопасности. Вторая дискуссия о стабильности

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

После короткого перерыва делегаты собрались ещё на одну дискуссию «Роль военно-политических инструментов в обеспечении региональной и глобальной безопасности».

Модератором этой дискуссии стал академик Алексей Георгиевич Арбатов руководитель Центра Международной безопасности ИМЭМО РАН.

Первым выступил генерал-лейтенант Андрей Картаполов начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ.

Андрей Валерьевич отметил в первую очередь неэффективность существующих систем европейской безопасности и прежде всего НАТО, как источника угрозы для Российской Федерации.

Картаполов напомнил, что основным лейтмотивом создания Североатлантического альянса в 1949 году являлось «недопущение распространения коммунизма в Европе». Но в 1991 году СССР прекратил свое существование, следом распалась и созданная в противовес НАТО Организация Варшавского Договора. Новая Россия взяла курс на всестороннее сближение с Западом. Руководство страны пошло на беспрецедентные уступки, в том числе согласилось на полное свертывание российского военного присутствия в Европе на территории Германии, Польши, Прибалтики, практически безвозмездную передачу освобождаемых военных объектов под национальную юрисдикцию, что в конечном итоге было воспринято как проявление нашей слабости.

Действительный член Российской академии наук Алексей Георгиевич Арбатов

Действительный член Российской академии наук Алексей Георгиевич Арбатов

При этом США стали себя позиционировать в качестве единственной «сверхдержавы» в мире и просто сочли необязательным учитывать жизненно важные интересы России. Наша страна рассматривалась и видимо рассматривается Вашингтоном в качестве источника дешевых ресурсов, над которым желательно ко всему прочему было бы установить американский контроль.

В стратегическом плане расширение НАТО максимально приблизило его военную инфраструктуру непосредственно к российским границам. При этом в случае возникновения военного конфликта под ударами средств воздушного нападения НАТО окажутся критически важные объекты на всей практически территории европейской части России, и при этом подлетное время сократится вдвое.

Полагаем, что именно в эти целях начиная с 2008 года осуществляется приведение к стандартам НАТО ряда военных объектов на территории стран Балтии, Румынии, Польши и Болгарии.

Одновременно предусматривается создание на территории восточноевропейских государств объектов заблаговременного складирования вооружения, военной техники и запасов материальных средств.

Это позволяет НАТО не только осуществлять быстрое развертывание сил первоочередного задействования вблизи наших границ, но и значительно ускорит последующее создание группировок войск за счет сокращения сроков переброски с континентальной части США и Великобритании. Постоянно ведутся попытки втянуть в натовскую орбиту Швеции и Финляндии. Ведётся оснащение союзников НАТО современными вооружениями, в том числе авиационными крылатыми ракетами большой дальности типа «Джассм». Это позволит тактической авиации НАТО поражать объекты в глубине российской территории без входа в зону действия наших средств ПВО. Предполагается оснастить ракетные комплексы ракетами «Стандарт-3» и допустить возможность использования ракет «Томахок».

С началом украинского кризиса деятельность НАТО приобрела ярко выраженный антироссийский характер. Под лозунгом противодействия «экспансии со стороны России» руководство альянса продолжает последовательно наращивать военное присутствие у наших границ.

В мае – июне 2014 года наиболее масштабные учения альянса типа «Sabre Strike» и «Baltops» проводились в непосредственной близости от российских границ – на территории стран Балтии, Польши и в акватории Балтийского моря.

В этот период в Прибалтике была создана группировка войск стран НАТО, насчитывающая около 10 тыс. военнослужащих, около 1500 единиц бронетехники, до 80 самолетов и вертолетов и около 50 боевых кораблей. Особо хотелось бы отметить, что к выполнению отдельных задач в ходе учения привлекалось пять стратегических бомбардировщиков ВВС США, действовавших с аэродрома Фэрфорд в Великобритании.

В 2016 году планируется увеличить численность дежурных сил первоочередного задействования альянса до 30 тыс. человек и создать в их структуре межвидовое формирование экстренного реагирования численностью 5 тыс. военнослужащих с готовностью к развертыванию от двух до семи суток.

Для обеспечения развертывания этих группировок у российских границ принято решение о создании шести передовых командных центров НАТО на территории стран Балтии, Польши, Болгарии и Румынии.

генерал-майор Яо Юньчжу

генерал-майор Яо Юньчжу

Подобные примеры можно продолжать и дальше, но в целом анализируя характер и направленность деятельности НАТО можно сделать следующие выводы.

Во-первых, усилиями Вашингтона НАТО превращается в инструмент, призванный обеспечить сдерживание Российской Федерации и сохранение глобального доминирования США.

Во-вторых, приближение инфраструктуры НАТО к российским границам значительно продвинет рубежи досягаемости средств воздушного нападения вглубь нашей территории, сократит их подлетное время, а перспективе позволит оказывать активное противодействие силам сдерживания России.

Поэтому Российская Федерация не может оставаться безучастной к наращиванию военного присутствия альянса у своих западных границ. Мы будем вынуждены предпринимать ответные меры.

В заключение я хотел бы привести цитату из речи Президента Российской Федерации: «Это не означает, что Россия стремится к возобновлению военного противостояния с Западом или кому-либо угрожает. Но мы никому не позволим разговаривать с нами на «языке силы» и будем последовательно отстаивать свои национальные интересы всеми имеющимися у нас средствами».

В дискуссии ещё выступили: Жак-Пьер Шевенман специальный представитель МИД Франции по развитию отношений с Россией, зам начальника Генштаба Вьетнамской народной армии генерал-лейтенант Во Ван Туан, начальник управления военной разведки Генштаба Революционных вооружённых сил Республики Куба генерал бригады Альсивьядес Перес Риверо, посол Андрей Келин Постоянный представитель России при ОБСЕ, генерал-майор Яо Юньчжу директор Центра китайско-американских связей в области обороны Академии военных наук КНР.

Заключительное слово произнёс зам министра обороны Анатолий Антонов.

Автор специально подробно остановился на выступлении генерал-лейтенанта Картаполова, потому что мой следующий вопрос был обращён непосредственно к начальнику оперативного управления Генштаба.

Юрий Мелконов

Фото автора и mil.ru

melkon
Автор melkon Апрель 23, 2015 14:24