Тропой Валентина Пикуля
Статьи по Теме
Новая традиция зарождается в Риге — отмечать в конце июля День улицы Пикуля в Болдерае.
Вообще июль это месяц «пикульских дат» — 13 июля день рождения, 16 июля день смерти, 28 июля День ВМФ, который теперь всегда совпадает с Днём улицы Пикуля.
Три года назад 21 июля 2016 года была открыта новая улица в Болдерае «Аллея Валентина Пикуля». Пикуль в течении 23 лет, снимал здесь дачу и по этой аллее ходил к морю.
Тропа Валентина Пикуля
Многие сюжеты его романов и рассказов зародились на этой тропе. Здесь проносились всадники из романа «Пером и шпагой», толпой стояли каторжане из «Богатства», проходили британские морские офицеры в алясках из «Реквиема каравану PQ-17», это герои произведений Пикуля и их портреты чем-то похожи на лица рижан жителей Болдераи, которых можно встретить на тропе и сегодня.
Встречу организовали организации Русский Союз Латвии, Русская община Латвии, Посольство России в Латвии и другие организации. На митинге присутствовали Антонина Ильинична Пикуль, Татьяна Аркадьевна Жданок, поэт Пётр Иванович Антропов, Александр Гурин, историк Олег Пухляк, Артур Артурович Невицкий, всего более 200 человек жителей Болдераи и специально приехавших из Риги почитателей таланта Пикуля. Вели встречу Олег Сысолятин и Виктор Ёлкин.
Приятным дополнением к выступлениям стали музыкальные номера. Солист Латвийской оперы Олег Орлов спел песню «Синяя вечность». Настоящим открытием для рижского общества оказалось появление прекрасного лирического сопрано Алёны Милашкиной, исполнившей романс Рахманинова «Здесь хорошо» и арию Сильвы из оперетты Кальмана «Сильва».
Звучала русская речь, упоминалось забытое название — Усть-Двинск. Конечно было много людей старшего поколения, тех кто были ещё современниками Пикуля.
Мне понравился один старичок, который пришёл на встречу вместе с внуком и разъяснял ему кто выступает, о чём говорят и какое значение имеет Валентин Пикуль для морского города Риги и вообще для всех людей большой страны. И я подумал, что надо бы следующий раз придти с внуком.
Пикуль, «Сивуч» и Рижская Дума
Из истории Первой Мировой войны известно, что канонерская лодка «Сивуч» 19 августа 1915 года в Рижском заливе вступила в бой с немецкими линкорами и героически погибла.
«Сивуч» своей гибелью спас Ригу — германская эскадра отменила бомбардировку Усть-Двинска и ушла из Рижского залива.
Отрывок из романа Валентина Пикуля «Моонзунд»:
«… Но – нет! Это еще не конец, и они сражались. Из пламени и дыма было слышно, как густо чавкают замки пушек, запирая снаряды в каналах стволов. Из пламени пожаров вырывались фонтаны огня – они сражались. «Сивуч» медленно погружался в море, и все яростнее шипела раскаленная сталь бортов, не вынося холода пучины. В облаке раскаленного пара, в котором корчились обваренные тела матросов, «Сивуч» уходил из жизни с честью…
С моря пришло от них последнее известие, переданное без шифра, открытым текстом, – пусть знают об этом все, даже враги:
ПОГИБАЮ зпт НО НЕ СДАЮСЬ тчк
* * *
Корабли на Кассарском плесе приспустили флаги и снова вздернули их до места, ибо отчаиваться было некогда. Люди плакали. На тральщиках. На эсминцах. Рыдал в каюте старый командир «Славы» каперанг Вяземский… «Сивуча» не стало!
– Я хорошо знал кавторанга Колю Черкасова, – сказал Артеньев. – Это был красавец, каких редко встретишь.
– И жена у него, – добавил Грапф, – бесподобная женщина.
– Вдова на пенсии! – заключил Колчак, дергая скулами…
Опять заработало радио: командир «Корейца» сообщал, что он окружен намного превосходящими силами противника. «Если можете, окажите помощь…» Колчак тут же дал ответ:
– Радируйте обратно. Помощи не будет. Точка. Погибать, запятая, но не сдаваться. Точка. Подписал – Колчак. Точка…
И кроваво сочились огни Кассарского плеса…»
* * *
Энтузиасты военной истории обратились к руководству Рижской Думы с предложением поддержать установку памятного знака экипажу «Сивуча» в Болдерае, откуда канлодка ушла в свой последний бой. Однако думцы были сильно увлечены растратой казённых средств на другие нужды, пока их не поймали современные латвийские «чекисты» — Бюро по борьбе с коррупцией.
Поддержка оказана не была. Однако неравнодушные люди в день 100-летия подвига «Сивуча» 19 августа 2015 года вышли на яхте в море и положили венок на волны «От благодарных рижан». И с нами в море был Валентин Пикуль!
Уже в наши дни модель канонерской лодки «Сивуч» изготовил замечательный латвийский мастер-судомоделист Юрий Георгиевич Белецкий.
Империя, Честь, Флот
Творчество Валентина Саввича многогранно и охватывает огромный пласт исторических событий и понятий. Именно Пикуль разбудил в советских людях интерес к истории, живой истории, наполненной яркими личностями и захватывающими событиями.
Пикуль ввёл в нашу жизнь понятие Империи, Чести, Империя вставала в его романах в полный рост, Чести посвящён целый роман «Честь имею». И конечно же Флот. Пикуль прекрастно понимал Душу Флота, и донёс это понимание до читателей.
В трудную жизненную минуту я всегда ставлю на компьютере эпизод из кинофильма «Моонзунд» — «Бой эсминца «Новик» с двумя германскими эсминцами». Там можно себя почувствовать и заряжающим у носового орудия, и машинистом в котельном отделении, и артиллерийским офицером управления огнём.
Несколько произведений Пикуля экранизировано, но мне больше всего близок «Моонзунд» режиссёра Александра Муратова.
Разговор с Александром Муратовым
Много лет назад я нашёл способ позвонить в Ленинград Александру Александровичу Муратову и попросил ответить на вопросы, которые волновали историческую общественность. Где снимался фильм «Моонзунд», какие пушки участвовали в съёмках?
Муратов рассказал, что эпизоды фильма с береговой батареей Цереля снимали в Лиепае на Северных фортах — старой русской береговой батарее. Конечно 305-мм орудия достать уже было невозможно, да и тогда только один ствол весил бы 50 тонн.
Поэтому из Артиллерийского музея в Ленинграде взяли одну пушку особой мощности Бр-17 калибра 210-мм и привезли её в Лиепаю. Остальные три пушки изображали деревянные макеты. Александр Александрович особо отметил большую роль художников-постановщиков Евгения Гукова и Михаила Герасимова в создании фактуры фильма.
Это интервью Муратова и чёткие ответы на интересующие историков вопросы, на многие годы вперёд определили отношение к фильму и позволяло правдиво оценивать те или иные рассказы или воспоминания. Но время идёт вперёд, многое забывается и сегодня вновь появляются всякие «придумки» разных знатоков. Ну что же, ответим и знатокам.
Второй вопрос у историков был про капитана 1-го ранга Морица Кнюпффера. Я потратил много лет чтобы найти родственников капитана, нашёл, и в 2010 году встретился во французском Тулоне с Михаилом Кнюпффером, внуком Морица Георгиевича. Подробно о Кнюпффере есть в моей книге «Церельская батарея».
Усть-Двинская бронебашенная батарея
Почему я всё это подробно рассказываю? Да потому что «Тропу Пикуля» энтузиасты военной истории Риги исходили вдоль и поперёк десятки раз. Мы все искали остатки «Батареи А».
На немецкой схеме береговой обороны Риги 1915 года обозначена «Батарея А» в Болдерае. Это должна была быть бронебашенная, батарея, состоящая из двух башен двенадцатидюймовых (305-мм) орудий. Аналогичные батареи были построены в 1914 году на островах Нарген и Аэгна у входа в Финский залив.
Интересно, что в 1915 году германские агенты, составляя схему рижских батарей, указали место расположения секретнейшего строительства, а современные исследователи найти данный объект не могут.
Никаких следов этой Усть-Двинской батареи сегодня энтузиасты не нашли. Хотя на наличие в том районе крупного военного объекта указывают остатки насыпи узкоколейной железной дороги, которая шла вдоль улицы Дзинтару (Янтарной). Но осталась необследованой одна местность, рядом с «Тропой Пикуля» — это закрытая территория воинской части Латвийской армии. Там дислоцируется подразделение Сил специальных операций (SUV), довольно секретная организация.
Котлованы должны были быть отрыты, даже закладные детали были установлены. В советское время на этом месте был зенитно-ракетный дивизион. В иллюстрациях привожу схему батареи из книги Н. И. Унгермана «Временные береговые батареи».
Нам бы обследовать этот район, но нельзя. А так хочется узнать судьбу 12-дм башенной батареи!
Хотелось бы обратиться к бойцам латвийского спецназа. Когда проводите занятия на местности у себя на базе, обратите внимание на признаки сооружений береговой батареи. Вы же военные люди и вам не безразлична военная история Риги!
Cколько раз мы будет отмечать День Аллеи Пикуля, столько раз мы будем вспоминать и Усть-Двинскую батарею!
Современный писатель Пикуль
Современный ли писатель Валентин Пикуль? Конечно! Заложенный им интерес людей к истории родной земли неисчерпаем. Будут подрастать новые поколения исследователей, просто неспокойных, увлечённых людей. Как зажёг Пикуль меня интересом к Церельской батарее, ко всему, что там происходило и ко всем людям, что там служили.
Судьбы героев книг Пикуля волнуют читателей и сегодня. Вчера получил посылкой из Ленобласти книгу известного российского исследователя, историка военно-морского флота Валерия Калашникова «Выпуск Морского Кадетского корпуса 1903 года». Прекрасная книга, замечательное издание, отличная работа с архивными документами. И дело всё в том, что герой романа Валентина Пикуля «Моонзунд» капитан первого ранга Кнюпффер Мориц Георгиевич был как раз выпускником Морского Кадетского корпуса в 1903 году! Мы помогли Валерию Калашникову с иллюстрациями, сотрудничество историков помогает раскрыть новые страницы истории!
И хочется прежде всего поблагодарить Антонину Ильиничну Пикуль за то, что она делает для сохранения творческого наследия Валентина Пикуля. Огромное ей спасибо!
Юрий Мелконов
Фото Сергея Мелконова и из архива журнала BALTFORT и melkon.lv