Кадровые потрясения в Войске Польском
Статьи по Теме
Уходящий 2016 год завершается для польской армии громкими кадровыми потрясениями. В современной истории Войска Польского такие «потери» среди ключевых руководителей оборонного ведомства можно сравнить только с гибелью генералитета страны при падении правительственного самолета под Смоленском в 2010 году.
Примером тому стало принятое на прошлой неделе решение министра национальной обороны Польши Антония Мацеревича об увольнении командующего Генерального командования генерала Мирослава Ружаньского.
Следует напомнить, что Мирослав Ружаньский был назначен на должность командующего в августе 2015 года указом предыдущего президента Бронислава Коморовского. Срок его полномочий истекал в середине 2018 года, однако генерал подал в отставку, не дожидаясь конца этого года. На посту командующего Генерального командования ему были подчинены флот, авиация, сухопутные и специальные войска. Кроме того, генерал отвечал за вопросы боевой подготовки. По решению Мацеревича, исполнять обязанности командующего будет первый заместитель Ружаньского генерал Лешек Суравский.
Основание для отставки высокопоставленного военачальника оборонным ведомством широко не афишируется. Однако, как сообщают польские СМИ, одной из основных причин его ухода является несогласие с кадровой политикой, проводимой министром. Также указывается, что весомых поводов для отставки генерала было множество, и конфликт с Антонием Мацеревичем (на фото у пулемёта) нарастал и усугублялся не один месяц.
В частности, недовольство Ружаньского вызвало решение министерства обороны о передислокации танкового батальона из Жагани в пригород Варшавы — Весола. По мнению генерала и многих военных экспертов, этот шаг значительно ослабит потенциал вооруженных сил так же, как и создание войск территориальной обороны за счет регулярной армии.
Кроме того, командующий не был согласен с изменениями в ходе реализации плана технической модернизации польской армии. Его не устраивало игнорирование со стороны министерства проблем, связанных с ремонтом вооружения и военной техники на базе предприятий польского ВПК, где качество выполняемых работ оставляло желать лучшего.
Также, недовольство Ружаньского вызывала дискредитация со стороны оборонного ведомства плана «смены офицерских поколений», которая заключалась в «чистке» в среде офицерского состава, имевшего опыт службы во времена Польской народной республики.
Следует отметить, что увольнение командующего — это не единственная серьезная кадровая потеря в польской армии. В свою очередь, о желании покинуть занимаемые посты заявили начальник генерального штаба генерал Мечислав Гоцул и начальник инспектората вооружения генерал Адам Дуда. В Министерстве национальной обороны не скрывают, что эти высокопоставленные должностные лица являются ключевыми фигурами в вооруженных силах Польши.
Но в то же время, по словам самих генералов, причиной таких заявлений стал «хаос, в который погрузилась армия» под руководством действующего министра Антония Мацеревича.
Кроме того, в ближайшее время в отставку в связи с завершением срока полномочий может уйти командующий оперативного командования генерал Томашицкий, которая полностью обезглавит вооруженные сил Польши.
Принятые кадровые решения в оборонном ведомстве Польши вызвали громкий резонанс в среде военных специалистов. По мнению эксперта по вопросам безопасности польского аналитического центра «Polityka Insight» Марка Щверчиньского, отставка офицеров высокого ранга влияет на обороноспособность страны непосредственно и вносит элемент дестабилизации и недоверия на уровне восприятия общественностью процессов, происходящих в армии.
Уже невозможно скрыть тот факт, что Войско Польское погрязло в проблемах. Несмотря на официальную статистику, квалифицированных офицеров катастрофически не хватает. Большинство генеральских должностей, таких как командиры бригад или начальники управлений в генеральном штабе, занимают старшие офицеры. Министерство национальной обороны заполняет кадровые бреши, массово выдвигая полковников без опыта командования, которые «на скорую руку» прошли непродолжительные курсы высшего командного состава.
По словам Щверчиньского, легко издать приказ о назначении на генеральскую должность и получении очередной звезды, но проблема в том, что к ним автоматически не добавятся знание, опыт и компетенция. Генерал — это не только лампасы, лимузин и элитное питание на полигоне.
Знания, умения и опыт невозможно приобрести за несколько дней. Поэтому если происходит быстрое повышение, образуется огромная пропасть между тем, что мы видим на погонах и тем, что происходит в головах. И это на данный момент наибольший риск для всей системы управления Войска Польского.
Ряд экспертов центра «Polityka Insight» считают, что несмотря на кадровые «землетрясения» в вооруженных силах Польши, это еще далеко не конец «тектонических сдвигов» в польской армии.
В следующем году оборонное ведомство намерено провести реформу всей системы управления вооруженными силами. Об этом официально заявил в ходе пресс-конференции министр обороны Мацеревич. Вероятно, будет упразднено генеральное командование или его функции будут значительно сокращены. Кроме того, вновь могут быть сформированы командования родов войск: ВВС, ВМС, Сухопутных войск и ССО, а также Войск территориальной обороны.
Проект изменений в настоящее время находится на этапе межведомственных согласований. Это станет апогеем кадровой карусели, которую вот уже в течение года раскручивает министр обороны. Страшно даже представить, каких кандидатов на вышеуказанные должности найдет «под себя» Мацеревич, если рассмотреть только некоторые факты его необдуманной кадровой политики.
В частности, в конце 2015 года на пост советника министра обороны был назначен 20-летний студент американского университета, абсолютно не имеющий опыта работы в сфере безопасности и обороны государства. Чего еще стоит ожидать польской армии при таком руководстве?
Информация и фото по материалам belvpo.com