50 лет назад над Гренландией потерпел крушение В-52
Статьи по Теме
Из статьи Timothy J. Jorgensen, Университет Джорджии
Пятьдесят лет назад, 21-го января 1968-го года, Холодная война стала значительно холоднее — в этот день американский бомбардировщик B-52G Stratofortress с четырьмя атомными бомбами на борту свалился в покрытый льдом морской фьорд Wolstenholme в северо-западной части Гренландии, в одном из самых холодных мест планеты.
Гренландия является частью Датского королевства, и датчане не были в восторге от произошедшего.
Бомбардировщик (позывной — HOBO 28) потерпел крушение из-за человеческой ошибки, которая привела к пожару в кабине самолёта. Шесть из семи членов экипажа успешно катапультировались до того, как самолёт упал в покрытый льдом фьорд в семи милях на запад от базы ВВС Туле (Thule) — наиболее северной базы США, находящейся в 700 милях за полярным кругом.
Остров Гренландия, расположенный на полпути между Вашингтоном и Москвой, имел на столько большое стратегическое значение для военных США, что США в 1946 году неуспешно пытались его купить. Всё же Дания, верный союзник США, позволила американским военным использовать военно-воздушную базу Туле.
Катастрофа серьёзно подорвала взаимоотношения США и Дании, которая с 1957 года проводила политику ядерно-свободной зоны, что исключало присутствие любого вида ядерного оружия в Дании и на её территориях. Катастрофа в Туле выявила то, что самолёты США регулярно осуществляют полёты с ядерными бомбами над Гренландией и один из этих полётов теперь привёл к радиоактивному загрязнению фьорда.
Радиоактивность распространилась из-за повреждения ядерных боеголовок. Удар при падении и последовавший пожар повредил боеголовки и высвободил их радиоактивное содержание, но к счастью ядерная детонация не произошла.
На борту HOBO 28 в действительности были водородные бомбы, причём каждая из четырёх водородных бомб Mark 28 F1, находившихся на борту HOBO 28, была примерно в 100 раз мощнее той, что была сброшена на Хиросиму. (1400 килотонн и 15 килотонн).
После катастрофы США и Дания имели различное мнение о ликвидации её последствий. США хотели позволить враку бомбардировщика утонуть во фьорде и там его оставить, но Дания не согласилась бы. Дания хотела, чтобы врак был немедленно поднят и увезён в США вместе с радиоактивно заражённым льдом. Поскольку судьба базы ВВС была под вопросом, США согласились на условия Дании.
Время для очистки быстро истекало (операция под кодовым названием «Crested Ice»), поскольку зима была на исходе, а с приходом весны фьорд начинал таять, и обломки самолёта могли опуститься на дно моря на глубину 800 футов. Изначально погодные условия были ужасными, с температурой 75 градусов по Фаренгейту и скоростью ветра около 80 миль в час.
Группы американского лётного персонала по 50 раз обследовали замёрзший фьорд, чтобы найти все фрагменты врака, большие и маленькие. При помощи счётчика Гейгера распознавали радиоактивное загрязнение льда. Все фрагменты врака и радиоактивный лёд были закружены в герметичные резервуары. Большинство фрагментов самолёта было учтено, за исключением цилиндра вторичного слияния с компонентами ядерного топлива одной из бомб. Он не был найден ни на льду, ни на морском дне. Его местонахождение осталось загадкой.
Хотя потеря топливного цилиндра вызвала беспокойство, но это сравнительно небольшой предмет (размером и формой сравним с пивным бочонком) и эмитирует недостаточную радиоактивность, чтобы его обнаружить при помощи счётчиков, что очень затрудняет его поиск на дне моря. К счастью, цилиндр вторичного слияния не может детонировать сам по себе, для этого необходима детонация первичной единицы деления (плутония). Поэтому в будущем нет угрозы спонтанного ядерного взрыва, не зависимо от времени, которое цилиндр пролежит на дне моря.
Удачная очистка способствовала улучшению взаимоотношений между США и Данией. Но примерно через 30 лет инцидент в Туле стал причиной новых политических споров в Дании. В 1995-ом году исследование международных политических документов выявило факт, что премьер-министр Дании H.C. Hansen фактически разрешил США совершать полёты с ядерным оружием на базу Туле. Таким образом Датское правительство оказалось в определённой степени соучастником инцидента.
В 2003-м году учёные экологи из Дании посетили фьорд, чтобы определить остаточную радиацию в районе катастрофы. Уровень радиоактивности донного осадка, морской воды и водорослей по истечению почти 40 лет оказался незначительным.
База ВВС Туле пережила все разногласия в течение десятилетий, постепенно теряя своё значение, поскольку доставка ядерного оружия посредством бомбардировщиков перестала быть актуальной, теперь это обеспечивают межконтинентальные баллистические ракеты наземного и морского базирования. Но хотя роль Туле как базы бомбардировщиков ослабла, возросла её роль в процессе радарного обнаружения приближающихся межконтинентальных баллистических ракет — трансатлантическая траектория является прямым маршрутом российских ядерных ракет, нацеленных на США.
В 2017-ом году было потрачено US$40,000,000 на модернизацию радарных систем, поскольку возросла обеспокоенность относительно российской ядерной угрозы и в связи с усилением военной активности России в Арктике. База Туле по-прежнему остаётся незаменимой, и США по-прежнему очень заинтересованы в Гренландии и сохранении хороших отношений с Данией.
Инфрмация и фото по материалам defencenews.com