Вести Сегодня: по следу сбитого «Боинга»

melkon
Автор melkon Июль 16, 2015 15:20

Вести Сегодня: по следу сбитого «Боинга»

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Главная загадка: где двигатель «Бука»? Собеседник «Вестей Сегодня» — один из ведущих авиационных экспертов Латвии. Юрий Мелконов, авиаинженер и бывший офицер советских ВВС, во время службы в Днепропетровской области в 1979 году участвовал в сборе обломков и останков пассажиров 2 столкнувшихся Ту–134.

 Год назад произошла самая массовая единовременная гибель гражданских лиц в ходе военного конфликта на Востоке Украины. 17 июля в 16.21 по местному времени в районе села Грабово (Донецкая область) был уничтожен пассажирский самолет Boeing 77–200ER компании Malaysia Airlines c 298 людьми на борту (включая 80 детей).

 Ныне Мелконов редактирует военный журнал BALTFORT, в котором, в частности, реконструировал драму советского бомбардировщика Boston, сбитого над Рижским заливом близ Вецаки в 1943 году.

 — Юрий Юрьевич, что ни месяц, то новые данные о трагедии малайзийского самолета приходят. Не так давно российский концерн ПВО «Алмаз–Антей» представил расследование, согласно которому ракета зенитного комплекса «Бук» могла быть выпущена только с украинской стороны. Буквально в то же время беглый солдат украинских ВВС поведал, что лайнер поразил правительственный штурмовик Су–25. Если вспомним более ранние версии, то на память придет некий американский диспетчер со спутниковыми снимками украинского же Су–27, пускающего ракету по «Боингу». Итак, выходит, стрелял целый легион. Не пора ли определиться с основным сценарием?

 — Дело в том, что мы находим на «Боинге» следы поражения «Буком», ракетой воздух — воздух Р–60 и авиационной пушкой. То есть все три вида поражения говорят о том, что они применялись. Сформулировать эту задачу можно так: уничтожить во что бы ни стало, любыми средствами, не дать улететь в Россию.

 — Вопрос: зачем?

 — Это немножко не к инженерам, но скорее к следователям Королевской прокуратуры Нидерландов. Мы же говорим комплексно: теоретически есть осколки «Бука». Но где остатки ракеты? Она очень большая — около 6 метров, и у нее есть определенная особенность: после взрыва боевой части двигательный отсек практически всегда остается. Я видел на полигоне Эмба в Казахстане эти отсеки, изготовленные методом ротационного выдавливания. Обечайку двигателя делают из стального кольца на раскатном стане, и прочность получаемой стали вдвое выше обычных значений. Потому мы говорим: если «Бук», то предъявите ракету!

 В обломках «Боинга» обнаружили стерженечки ракеты воздух — воздух. Что касается пушки, то в кабине найдены множественные поражения. Но возникает характер: если вы летите на скорости 900 км/ч, то практически невозможно попасть прямо в кабину. Но мы видим такие длинные полосы на крыле, доходящие до кабины. Возможно, стреляли по курсу. Есть такой метод в авиации: предупредительный огонь  мол, если не подчинитесь приказу, то будете уничтожены. Создается впечатление, что украинский самолет «подавал сигнал». И можно сделать предположение, что самолет был сбит случайно.

 — В пользу версии о том, что пассажирский самолет был сбит повстанцами, говорят как сообщение от 17 июля в блоге Игоря Стрелкова о том, что Новороссия завалила транспортный Ан–26 украинских ВВС (позднее удаленное),  так и опубликованные на сайте Unian.ua перехваты телефонных переговоров полевых командиров, говоривших, что самолет по ошибке сбили «казаки» и что на земле уже найдены документы и вещи гражданских лиц. События лета 2014 года доказывают, что сторонники ДНР/ЛНР сбивали зенитными ракетами весьма крупные самолеты с большим числом жертв — Ил–76 с десантниками, а также на большой высоте, как Ан–26. То есть это соответствовало их тактике противодействия украинских ВВС, и по материальной части отряды Стрелкова были в достаточной мере обеспечены средствами ПВО. Почему, к примеру, они не могли захватить украинский «Бук» и произвести пуск, как они полагали, по военно–транспортному самолету?

 — Я год назад еще говорил: версию применения зенитно–ракетных комплексов ополченцами не рассматриваю. Ибо это попытка профанации войск ПВО. Невозможно любителям сбивать самолеты на высоте 10 000 м. Да, был сбит Ил–76, но в районе аэропорта — тут может быть применен переносной ЗРК. Моджахеды в Афганистане также сбивали советские реактивные самолеты. Но ни один B–52, бомбивший спустя 15 лет Афганистан с высоты 8–9 км, сбит не был.

 Еще один аргумент: «Боинг» двигался над Украиной в воздушном коридоре шириной 30–40 км. Чтобы его сбить, «злоумышленники» должны были поставить несколько «Буков». Так как было сообщение, что экипаж по согласованию с диспетчером ушел в сторону на 18 миль. Было бы интересно также посмотреть, кто дал ему команду вернуться. Стоит учесть, что в то время в воздухе находились два cамолета радиолокационного дозора AWACS — в районе границы Румынии и Западной Украины. Мы можем с уверенностью утверждать, что НАТО располагает полной картиной воздушной обстановки над Донбассом 17 июля 2014 года. К тому же над районом «висел» американский спутник.

 Если «Боинг» хотели сбить сознательно, то тогда нужны минимум три установки «Бук», то есть дивизион. Это говорит, что готовились к операции военные люди. Там же еще машина управления, РЛС «Купол». Все это и было расположено в районе воздушного коридора. Что касается «перехватов», то, планируя такую сложную операцию, и их могли подделать заранее.

 — Однако трагические ошибки бывали в истории авиации многократно, вспомним южнокорейский B747, сбитый советским истребителем, над Сахалином в 1983–м, или  иранский A300, уничтоженный американским ракетным крейсером в 1988–м. Сами украинцы в ходе учений в 2001 году зенитной ракетой сбили Ту–154 авиакомпании «Сибирь». Несанкционированный пуск возможен?

 — Ну это вряд ли. Конструктивно система выполнена надежно, многократно застрахована от случайного пуска. Если вернемся к отчету «Алмаз–Антея», то там не прозвучала точка зрения людей, которые делают эти «Буки». Кстати, главный конструктор ракеты Василий Петрович Эктов был председателем Государственной экзаменационной комиссии МАИ, когда я защищал диплом.

 Боевая часть 9Н314, применяемая на изделии 9М38, состоит из двутавровых элементов, могущих пробивать даже бронированные штурмовики А–10, против которых ПЗРК может «не хватить». Ибо «Бук» проектировался как раз для защиты советских танковых армий. БЧ весит 60 кг, и при ее взрыве самолет полностью разрушается в воздухе. Я лично видел, как над полигоном рассыпаются мишени.

 — Кстати, еще о Ту–154: в 2003 году Киев выплатил около 8 миллионов долларов родственникам пострадавших — без признания своей юридической ответственности, которую отклонили все суды, проходившие на территории Украины. Вина ПВО официально установлена так и не была. В связи с этим какими вам видятся юридические перспективы «малайзийского» дела?

 — Воздержусь от оценок, это дело политическое. Но то, что расследование засекречено, сразу убирает от общественности массу фактов и свидетельств. Хотя на интернет–форумах специалистами высокого уровня обсуждается масса мельчайших деталей. Практика расследования авиакатастроф вообще весьма определенная. Первое: описывается ситуация в воздухе, как и что у самолета отвалилось. Второе: кроки местности, где что лежало. Третье: показания очевидцев. Как правило, они очень объективны. Когда в 1972 году я участвовал в расследовании катастрофы МИГ–21 в Молдавии, женщина сказала: «На мой сарай упала скамейка летчика, корова сильно испугалась и перестала давать молоко». Воинская часть мгновенно возместила ей стоимость коровы, купила новую и отремонтировала сарай.

 Далее изучаются показатели объективного контроля. Но в нашем случае засекречены все данные самописцев — отклонения стабилизаторов, обороты двигателей… Может быть, международное расследование, в том числе с участием России, что–то даст.

 Но главное: политическое следствие катастрофы — введение громадных санкций против России и увеличение военных бюджетов НАТО. Такова реальная «отдача» трагедии.

 СБИЛИ СВОИ

 В послевоенной истории Аэрофлота были 3 случая вероятной гибели воздушных судов от несанкционированного поражения с земли: Ил–14 у Сталинграда в 1959 г. (25 погибших), Ту–104 в 1962 г. в Красноярском крае (84), Ан–24 в 1968 г. в Якутии (45).

 Николай КАБАНОВ

vesti.lv

melkon
Автор melkon Июль 16, 2015 15:20