Военно-морское упражнение НАТО Dynamic Mongoose. Охотясь за невидимым
Статьи по Теме
На Крайнем Севере завершилось военно-морское упражнение НАТО Dynamic Mongoose.
Военно-морское упражнение НАТО Dynamic Mongoose, проходившее у берегов Исландии, завершилось 10-го июля. Корабли, подводные лодки, воздушные суда и персонал из шести союзных стран приняли участие в упражнении по противолодочным военным действиям и военным действия против надводных кораблей.
Подводные лодки из Франции, Германии, Норвегии, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов тренировались вместе с надводными кораблями из Канады, Норвегии, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов. Поддержку упражнению оказывали морские патрульные самолёты союзников, логистическую поддержку в Рейкьявике оказывала Исландия.
Охотясь за невидимым
Крайний Север, Исландия. Иголка в стоге сена – это легко. Подводная лодка в сотнях метров под водой в районе размером с Данию – это нечто другое.
Операционный отсек, помещение без иллюминаторов с видом на море – это мозг фрегата. Это почти как в кино – со стенками покрытыми мониторами и десятками компьютерных консолей. На экранах крутятся радары, прокручиваются гидролокаторы и мигают сообщения. Гас сидит в одном из углов, охотясь за подводными лодками. Гасу, которого в действительности зовут Терье Густавсен (Terje Gustavsen), 33 года, он специалист по радиолокаторам и охотится за подводными лодками с 2006-го года.
“Всё что мы в действительности делаем – посылаем громкие звуки в воду и слушаем их эхо”.
В его устах звучит просто. Это не новая концепция, она используется со времен Второй мировой войны, но на самом деле найти современную подводную лодку совсем не просто.
На его мониторе, казалось бы, виден лишь случайный набор из сотен точек. Даже когда он объясняет, все равно всё это выглядит как хаос. С его шумоподавляющим шлемофоном, чтобы исключить шум в помещении, он слушает океан. Одновременно этот шум визуализируется перед ним. Океан звучит немного как старый телевизор без звука.
А какой звук издаёт подводная лодка? Немного похоже на тот же телевизор, слегка другой тональности. Все суда в мире, не зависимо от того насколько похожими они построены, имеют свой собственный отчётливый звук, или подпись, как его называют профессионалы. Это значит, что они могут идентифицировать судно только основываясь на шум, который они проецируют в воду.
“Требуется немного опыта, чтобы получить хороший результат”, — поясняет Гас.
“Много опыта”, — говорит его напарник, улыбаясь – “Я хочу, чтобы это было упомянуто в статье».
Нетренированное ухо не смогло бы уловить никакой разницы в шуме, если бы вас не предупредили, что объект приближается.
А еще есть активный гидролокатор, лучший способ найти подводную лодку. Этот шум напугал бы любой экипаж подводной лодки. Звучит немного похоже на первые секунды пожарной сирены, но меняется по высоте каждый раз, когда она появляется. Он громкий, и вода далеко разносит этот звук. Это тот звук, от которого они слышат эхо, если там что-то скрывается под поверхностью.
Дедушка выжил
Противолодочные военные действия, известные также как очень медленная война – это проверка терпению и сосредоточенности.
Подводные лодки были большой угрозой во время Второй мировой войны, и до сих пор являются таковыми. Дедушка Гаса во время войны был моряком Норвежского гражданского флота. Он был стюардом, а по совместительству наводчиком зенитного орудия, установленного на палубе. Три раза судно было торпедировано, и все три раза он выжил. Дважды с подводной лодки, один раз с самолёта. Если бы он находился в камбузе, а не на палубе, он бы погиб.
Сегодняшние морские сражения немного отличаются. Ракеты, летящие со скоростью, в три раза превышающей скорость звука, эффективны, но торпеды по-прежнему представляют собой самую большую угрозу.
“После удара ракетой ваш корабль может остаться на плаву, но после попадания торпеды у вас нет шанса”.
А поскольку все сводится к шуму, то это относится ко всему экипажу. Когда вы находитесь в опасной зоне, вы должны ходить тихо и закрывать каждую дверь как можно тише. Все, что дребезжит или вибрирует, нуждается в уходе. Гас называет их шумовыми шортами.
“Одного удара гаечного ключа по палубе может быть достаточно, чтобы быть замеченным, с фатальными последствиями. Это означает, что на борту могут быть менее комфортные времена, но это наше предназначение.”
Работая вместе
Эффективная охота за подводной лодкой редко происходит в одиночку. Несколько фрегатов, работая вместе, при поддержке самолётов и вертолётов, обеспечивают наилучший радиус действия и долгосрочность. Самолет может сбросить гидроакустический буй с воздуха и слушать сигналы далеко за пределами досягаемости подводной лодки, а вертолет будет “погружать” свой гидроакустический буй с провода, подвешенного под вертолетом.
“Мы поддерживаем друг друга. Самолет может покрыть огромные пространства за короткое время, а надводные корабли могут оставаться на месте неделями”.
Упражнение Dynamic Mongoose, в котором мы сейчас участвуем, обеспечивает возможность отработать синхронность всего этого в реалистичном сценарии. Это одно из наиболее крупных упражнений НАТО по противолодочным военным действиям, с участием пяти надводных судов, пяти подводных лодок и пяти морских патрульных самолётов.
Противолодочные действия действительно усилилась за последние 5-6 лет, с большим вниманием и приверженностью к этой сфере. Это также очень важно для Норвегии, имеющей обширные морские районы”.
Норвежский фрегат класса Nansen, на котором служит Гас, специально сконструирован для охоты за подводными лодками. Он имеет очень тихий ход, профессиональную команду и современные радиолокаторы.
Информация и фото по материалам mc.nato.int